khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Новозеландский PAL O-750 XSTOL в Большом Грызлово

Во время солнечно-осеннего посещения аэродрома Большое Грызлово, как я уже рассказывал, был замечен редкий не только в России, но и во всем мире новозеландский самолет PAL O-750 XSTOL. Близко познакомиться с таким интересным самолетом, на мой взгляд, большая удача. Давайте, как обычно, пройдемся вокруг него!!!

01.jpg




В эпоху, когда еще не было интернета, читая весьма уважаемый справочник Jane's All the World's Aircraft, в разделе авиации Новой Зеландии, находящейся на самом краю света, было только 2 самолета: Vikta и Fletcher. Первый – разработанный в Австралии и строящийся в Новой Зеландии двухместный учебно-тренировочный самолет, чертежи которого печатались в авиамодельных журналах социалистических стран и кордовая копия была построена в нашем авиамодельном кружке. А второй – сельскохозяйственный самолет с баком для химикатов за кабиной пилота, что по мировому опыту является не самым оптимальным вариантом, Fletcher FU-24. Я не думал, что спустя практически сорок лет, я увижу наследника этого самолета прямо перед собой!

02.jpg


Самолет Fletcher FU-24 был разработан в начале 50-х годов Джоном Торпом. С разработками этого талантливого инженера вы уже встречались на страницах моего журнала во время посещения BARBADOS CONCORDE EXPERIENCE и знакомства с самолетом Thorp T-18.

03.jpg


Свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с цельноповоротным стабилизатором, неубирающееся трехстоечное шасси, закрытой кабиной пилота и двигатель Continental, мощностью 225 л.с. не завоевал успеха в США и его лицензионное производство и было развернуто в новозеландскоим городе Гамильтон.

04.jpg


Самолет строился, летал и опылял. Всего было построено около 300 самолетов. Были эксперименты с применением различных двигателей, в том числе автомобильных. Но наилучшими стали варианты с двигателем Garrett TPE 331, который мы также наблюдали на нашем Ан-2 и классическим PT-6

05.jpg


Дальнейшим шагом в развитии проекта стал вариант для парашютистов: был увеличен фюзеляж и цельноповоротный стабилизатор заменен классическим вариантом с рулем высоты. Новый самолет взлетел в 2001 году, а сертифицирован был в 2004-м. Он позволял за 10 минут поднять на высоту 12000 футов (3700 м) команду парашютистов и вернуться за следующими.

06.jpg


Новый, более объемный фюзеляж, расширил возможные варианты использования самолета. К сельскохозяйственному и парашютному вариантам добавились: грузовой, санитарный и аэрофотосъемочный. Получение в 2012 году сертификата на коммерческие пассажирские перевозки стало логическим продолжением долгого и тернистого пути эволюции первоначально неудачного проекта. Самолет имеет клепанную конструкцию, в обшивках рулей применяются зигованные панели – классика легкого алюминиевого самолетостроения.

07.jpg

08.jpg

09.jpg


Так просто и функционально выглядит внутри вариант для парашютистов. Фюзеляж хоть и увеличили в поперечном сечении для этой модификации, но он довольно узкий, стоять в полный рост нельзя. Простите, но это же не автобус, а 9-ти местный самолет!

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg


Взлетно-посадочные характеристики, возможно и не уникальные, но похвастаться такими может не каждый: разбег - 220 м, взлетная дистанция - 364 м, пробег - 166 м, посадочная дистанция - 289 м, скороподъемность - 359 м/мин

17.jpg


Максимальная скорость - 315 км/час, крейсерская - 271 км/час, скорость сваливания - 107 км/час

18.jpg

19.jpg

20.jpg


Успех хороших взлетно-посадочных характеристиках самолета кроется отчасти в профиле крыла. Толстый с тупой передней кромкой. Плоская нижняя поверхность подразумевает «высоконесущую» большую кривизну.

23.jpg

21.jpg

22.jpg

24.jpg

26.jpg


Лобовое остекление и стекла в дверях расположены впереди передней кромки крыла, имеющий развитый наплыв в зоне центроплана, что обеспечивает великолепный обзор при различных эволюциях, особенно на крутой глиссаде при заходе на посадку в стесненных условиях.

28.jpg


Экипаж самолета имеет возможность войти в кабину через собственные двери-люки. Подножка хоть и высоко, но позволяет обойтись без стремянки или трапа.

29.jpg


Подробную информацию можно получить как на сайте производителя, так и на сайте российской компании, которая продвигает его на наш рынок.

30.jpg


Самолет интересный, с непростой и длинной судьбой. Пожелаем ему хороших и безопасных полетов в российском небе!

31.jpg

Tags: xstol, Большое Грызлово
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МАКС-2019: спортивно-пилотажный Як-50

    Чем интересен МАКС? Новыми самолетами? Да! А еще новыми старыми самолетами! В первый выставочный день я припарковался на парковке №3, которая…

  • Музей авиации Литвы: конструкция самолета Як-50

    Спортивно-пилотажный самолет Як-50 в Музее авиации Литвы, который расположен в зале №3 имеет ограниченный доступ. Освещение в зале, как и во всем…

  • Музей авиации Литвы: планер БрО-18

    В 1975 году Б. Ю. Ошкинис разработал новый легкий учебный планер БрО-18. Новый планер являлся вариантом гидропланера БРО-17 "Уточка".…

  • Музей авиации Литвы: Ан-24Б

    Ан-24Б Объединенного авиационного отряда Литвы самый большой самолет в Музее авиации Литвы. А самый большой достоин отдельной публикации. Ан-24 —…

  • Музей авиации Литвы: композитный минилайнер VK-9

    С 4 октября 2016 года в музее экспонируется литовский двухмоторный пассажирский самолет VK-9. Экспериментальный восьмиместный самолет, разработанный…

  • Музей авиации Литвы: "Литуаника"

    "Литуаника" — самолёт, на котором американские лётчики литовского происхождения Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас в 1933 году пытались…

  • Музей авиации Литвы: наружная экспозиция

    Как и положено авиационному музею, в Музее авиации Литвы есть и наружная экспозиция. Не знаю, правда кем это заведено, но скорее это - не традиция, а…

  • Мои авиационные музеи...

    Музей авиации Литвы, Каунас Цетральный музей ВВС РФ, Монино Музей авиации ВМС, Гоа, Индия Рижский музей авиации Музей 10-го авиационного крыла.…

  • Обо мне...

    Приветствую Вас! Меня зовут – Виктор Хмелик. Мне 53. По профессии я – авиационный инженер, окончил МАИ. В «лихие» 90-е…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments