Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
«Три семерки» или двадцать лет в эфире…
гавайский
khmelikvictor
Уже 22 года 12 июня мы отмечаем День России. Однако в авиационном мире этот день отмечен еще одним событием. В этот день впервые взлетел Boeing 777. В конце ХХ века опыт в создании авиационных комплексов, основным элементов которых являются самолеты достиг таких успехов, что первый полет опытной машины вряд ли говорит о каком-то достигнутом успехе. А вот выпуск 1200 бортов, по состоянию на 23 апреля 2014 года, - это пример коммерческого успеха и текущий итог жизненного цикла вполне удачного самолета. И все же, по старой авиационной традиции, первый полет — это день рождения самолета, давайте отметим его вместе!!!

01.jpg



Boeing 777 (Triple Seven или T7 или «три семёрки») — самый крупный в мире двухмоторный реактивный пассажирский самолёт семейство широкофюзеляжных пассажирских самолётов для авиалиний большой протяжённости. Самолёт разработан в начале 1990-х, совершил первый полёт в 12 июня 1994 года, в эксплуатации с 1995 года. Самолёты этого типа способны вместить от 305 до 550 пассажиров, в зависимости от конфигурации салонов, и имеют дальность полёта от 9,1 до 17,5 тыс. километров. На Boeing 777 установлен абсолютный рекорд дальности для пассажирских самолётов: 21 601 км.

На фото самолет крупнейшего эксплуатанта в аэропорту Лос-Анжелеса.

02.jpg


В середине 1970-х годов Boeing объявил о начале работ над рядом новых машин, которые должны были обновить или дополнить линейку самолётов, которые выпускались на тот момент компанией. Этими новыми машинами должны были стать: двухмоторный 757, планировавшийся на смену 727, двухмоторный 767, который должен был составить конкуренцию A300 компании Airbus, и, наконец, трёхмоторный 777, который задумывался как конкурент для McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011. Этот самолёт задумывался как доработанный вариант 767 с переделанным крылом и хвостовой частью. Планировалось создать два основных варианта: ближнемагистральный самолёт, который был бы способен перевозить до 175 пассажиров на расстояние в 5000 километров, и межконтинентальный лайнер, перевозящий то же количество пассажиров на расстояние до 8000 километров.

Самолет в начале разбега в аэропорту Мале (Мальдивские острова).

06.jpg


Работа над двухмоторными самолётами вскоре была начата, а вот проект 777 заморожен, так как возникли трудности с проектированием хвостовой части самолёта, и компания кроме того решила сосредоточиться на более коммерчески перспективных 757 и 767. В результате, когда обе машины стали сходить с конвейера, стало ясно, что в линейке самолётов Boeing недостаёт звена. Остро встала необходимость иметь самолёт, который находился бы в нише между такими машинами, как Boeing 767-300ER и Boeing 747-400. Тем более, что DC-10 и L-1011 были разработаны ещё в 1960-х годах и в скором времени должны были исчезнуть с рынка. Ситуация усугублялась для Boeing ещё и тем, что компания Airbus приступила к разработке своего A330, который как раз и должен был заполнить освобождающийся рынок.

Самолет уже на середине полосы. Когда-то, лет 8 назад, не было автомобильной дороги вокруг летного поля. А чтобы попасть в терминал гидросамолетов, которые доставляют туристов к островам, расположенный по другую сторону от ВПП, автобусы с отдыхающими в этом месте пересекали полосу. Здесь стоял светофор и был шлагбаум!

07.jpg


Поначалу Boeing планировал просто доработать 767, в результате чего появился концепт так называемого 767-X. Он был во многом сродни 767, но имел более длинный фюзеляж, большее крыло и мог перевозить порядка 340 пассажиров на расстояние до 13,5 тыс. километров. Но авиакомпании не были впечатлены новым самолётом. Они хотели иметь самолёт, способный летать и на более короткие расстояния и конфигурацией салона, схожей с Boeing 747, которую, кроме того, можно было бы менять, добавляя или убирая необходимое количество пассажиромест в салоне того или иного класса. Ещё одним необходимым условием было снижение затрат на эксплуатацию — они должны были бы быть значительно ниже, чем у 767. В результате первоначальный проект был сильно переработан и на свет появился двухмоторный Boeing 777.

В аэропорту Ньюарка, одиного из трех хабов, обслуживающих Нюь-Йорк

08.jpg


С самого начала работа над 777 сильно отличалась от предыдущих разработок Boeing. Впервые авиакомпании и пассажиры приняли активное участие в разработке. Их мнение ставились во главу угла, и в результате получившаяся машина, по признанию самого Boeing, стала самой потребительски ориентированной машиной в мире.

04.jpg


Boeing 777 стал первым коммерческим авиалайнером, на 100 % разработанным на компьютерах. За всё время разработки не было выпущено ни одного бумажного чертежа, всё было изготовлено с помощью трёхмерной конструкторской системы, известной сейчас как CATIA. Самолёт был предварительно собран в компьютере, что позволило избежать большого количества ошибок при производстве. Разработка самолёта началась в 1990 году и сразу же поступил первый заказ от United Airlines. В 1995 году первый 777 приступил к выполнению коммерческих рейсов.

Израильский самолет в JFK

09.jpg


Если внешне самолет представляет собой классический низкоплан нормальной аэродинамической схемы, со стреловидным крылом и однокилевым оперением, то основные концептуальные изменения, невидимые для обывателя заложены внутри. Компания Boeing представила ряд передовых технологий по проекту 777, включая полностью цифровую электродистанционную систему управления fly-by-wire, полностью программируемую авионику, стеклянную кабину с жидкокристаллическими дисплеями Honeywell. Оптоволоконная сеть авионики на коммерческом авиалайнере была проведена впервые.

05.jpg


Планер самолета представляет собой цельнометаллическую конструкцию. Доля композиционных материалов составляют 9 % от веса конструкции. Из таких материалов сделан, например, пол салона. Центральная часть фюзеляжа имеет классическое круглое сечение и сзади переходит в лезвиеподобную хвостовую оконечность, в которой расположена вспомогательная силовая установка. Справедливости ради нужно отметить, что в самом большом самолете фирмы-конкурента архитектурные формы концевой оконечности имеют схожий вид.

21.jpg


Крыло Boeing 777 имеет сверхкритический профиль, оптимизированный для крейсерской скорости 0,83 Маха (после испытаний показатель был пересмотрен в сторону повышения до 0,84 Маха). Конструкция крыла имеет бо́льшую толщину и размах, чем у предыдущих авиалайнеров, что позволило увеличить дальность и полезную нагрузку, повысить лётные характеристики и увеличить крейсерскую высоту полета.[ При запуске проекта самолета было предложено разработать складные законцовки крыла, чтобы авиакомпании могли использовать ангары для небольших самолетов, но ни одна авиакомпания не согласилась на этот вариант. На снимке в месте стыка крыла и фюзеляжа видна характерная особенность сверхкритического профиля: выпуклая, большой кривизны дужка - составляющая нижней части профиля.

03.jpg

29.jpg


Авиалайнер также имеет самые крупные стойки шасси и самые большие шины, которые когда-либо использовались в коммерческих реактивных авиалайнерах. Каждая шина из основной шестиколесной стойки шасси 777-300ER может выдержать нагрузку в 27 тонн, что больше, чем нагрузка на шину у самолета Boeing 747-400. Отличительной особенностью являются также шестиколёсные стойки шасси.

25.jpg

28.jpg

В обтекателе крыла под фюзеляжем расположена аварийная авиационная турбина — небольшой ветрогенератор, что выдвигается из самолета при аварийных ситуациях для обеспечения минимального электропитания.

27.jpg


При проектировании своего первого коммерческого авиалайнера с электродистанционной системой управления, было решено оставить привычные штурвальные колонки, в отличие от боковых ручек, используемых в лайнерах Airbus. Таким образом специалисты Boeing сохраняют преемственность кабин с более ранними моделями и экономят на переучивании с одной модели на другую.

10.jpg


Интерьер 777, также известный как Boeing Signature Interior, выполнен в кривых линиях, с увеличенными полками для багажа и непрямым освещением. Конфигурация кресел колеблется от 4 в ряду в первом классе до 10 в эконом-классе. Размер иллюминаторов — 380×250 мм — был крупнейшим из всех коммерческих авиалайнеров до появления 787. Планировка салона позволяет авиакомпаниям быстро перемещать сиденья, кухни и туалеты в зависимости от желаемой конфигурации.

30.jpg


На снимке видны опускающиеся багажные полки над средними рядами кресел. Впервые такая система появилась на весьма успешном 767-м. За счет опускания дизайнеры добились увеличения пространства над головами пассажиров средних рядов не только визуально, но и физически.

26.jpg


У меня есть два замечания по поводу полок именно в 777-м. При опускании нижний край полки оказывается ниже головы пассажира, стоящего против сидения у прохода. Если ваш сосед на следующем ряду опустит полку и не обратит внимание на вас, то это будет чревато… И второе. Полку с багажем необходимо поднимать вверх для фиксации замками, а усилия бывают не для всех комфортными…

35.jpg


В 2003 году в качестве опции для 777 компания Boeing представила места для отдыха экипажа. Они расположены над главной кабиной и оборудованы лестницами. Места для отдыха состоят из двух кресел и двух кроватей в передней части фюзеляжа и из нескольких мест в задней части. Подобный тип интерьера внедряется и на других узко- и широкофюзеляжных моделях Boeing, включая 737NG, 747-400, 757-300 и новые модели 767, а также все модели 767-400ER.

Эмиратовский интерьер с компоновкой 3-4-3

31.jpg

32.jpg

33.jpg


Система развлечений на борту выше всяких похвал: на любой вкус, язык и интерес…

34.jpg


7 июля 2011 года появилось сообщение, что Boeing решил заменить Signature Interior в модели 777 новым интерьером от 787, согласно программе унифицирования всех платформ Boeing.

11.jpg


Для обозначения моделей 777 Boeing использует две характеристики, длину фюзеляжа и дальность. Длина фюзеляжа определяет количество пассажиров или объём груза, которые может перевезти самолёт. 777-200 и его варианты являются базовыми моделями, модель 777-300 появилась в 1998 году и является удлиннённой базовой моделью. С точки зрения дальности полёта, самолеты разделены на три категории (сегмента):
Сегмент A: не менее 4200 морских миль или 7800 км.
Сегмент B: не менее 6600 морских миль или 12200 км.
Сегмент C: не менее 7800 морских миль или 14400 км.
При упоминании различных вариантов Boeing и авиакомпании часто сокращают обозначение модели (777) и индекс модификации (-200 или -300) в одно обозначение: 772 или 773.

12.jpg


777-200 была первой модификацией самолёта и предназначалась для Сегмента А. Первый 777-200 был передан авиакомпании United Airlines 15 мая 1995 года. При дальности 5235 морских миль модификация 777-200 была ориентирована преимущественно на внутренних перевозчиков США. Всего десяти заказчикам было передано 88 различных самолётов модификации 777-200. На июль 2010 года 62 из них находились в эксплуатации. Конкурирующей моделью компании Airbus является A330-300.

На предполетном обслуживании в Гонолулу

14.jpg

Модификация 777-200ER («ER» означает Extended Range - повышенная дальность) и изначально обозначалась как 777-200IGW (Increased Gross Weight — увеличенный взлётный вес). У 777-200ER увеличен запас топлива и максимальный взлётный вес по сравнению с модификацией 777-200. Предназначенная для международных перевозчиков и трансатлантических перелётов, модификация 777-200ER имеет максимальную дальность 7700 морских миль (14260.4 км). Помимо самого продолжительного полёта в восточном направлении, 777-200ER также установила рекорд аварийного полета по стандарту ETOPS (177 минут на одном двигателе) — рейс авиакомпании United Airlines с 255 пассажирами на борту 17 марта 2003 года. Первый 777-200ER был передан авиакомпании British Airways 6 февраля 1997 года. На сентябрь 2010 года 33 различным заказчикам было передано 415 самолётов модификации 777-200ER, что сделало 777-200ER самым продаваемым двухмоторным реактивным пассажирским самолётом в мире. Конкурирующей моделью компании Airbus является A330-300.

Антигуа и Барбуда: бывшая метрополия никогда не забывает…

15.jpg


Удлиннённая версия 777-300 была предназначена для замены в Сегменте A самолётов Boeing 747-100 и Boeing 747-200. По сравнению со старыми модификациями 747-го удлиннённая версия имеет схожую пассажировместимость и дальность, однако расходует на треть меньше топлива и имеет на 40 % меньшие эксплуатационные расходы. Фюзеляж 777-300 удлинён на 10 метров по сравнению с базовой модификацией 777-200, что позволяет разместить до 550 пассажиров в одноклассной конфигурации, востребованной на сильно загруженных японских рейсах.

13.jpg


Большая длина 777-300 заставила разработчиков предусмотреть лыжу под хвостом для защиты от удара о землю и камеры для маневрирования на перроне. Самолет, стоящий на перроне «Домодедово», судя по всему в нелетном состоянии. Обращают на себя внимание так называемые «внутренние элероны», расположенные как раз напротив пилонов двигателей. Это чисто боинговская разработка. Применяются для управления по крену на скоростях выше 400 км/ч с целью снижения крутящего момента, действующего от отклоненных классических элеронов, расположенных на конце крыла. На снимке по блику хорошо видно применение «правила площадей» в месте стыка фюзеляжа и стабилизатора. Также на хвостовом обтекателе можно заметить применение непотайного крепежа: в хвостовой части фюзеляжа уже турбулентный пограничный слой и нет необходимости в лишних затратах.

23.jpg


Самолет в посадочной конфигурации. Что бросается в глаза при более близком рассмотрении? Традиционный для Boeing щиток Крюгера на передней кромке крыла от корня до пилона двигателя. На внешней части – классические щелевые предкрылки. Наличие внутреннего элерона не позволяет разместить внешний узел навески корневого участка закрылка против пилона СУ, поэтому узел смещен больше к корню крыла. Хорошо видна стреловидная, практически треугольная законцовка крыла.

Применяемые двигатели на семействе самолетов 777 достойны отдельной статьи профильных специалистов. А если вкратце, то первыми двигателями, установленными на Boeing 777 были General Electric GE90. По габаритам двигатели семейства GE90 являются самыми крупными в истории авиации (для первого варианта двигателя диаметр вентилятора составлял 3,12 м). Последний вариант (115B) имеет диаметр 3,25 м и занесён в книгу рекордов Гиннеса как имеющий самую большую тягу (569 kN). В настоящее время к установке на пилоны 777-го свои двигатели предлагают также Pratt & Whitney (4000 серии) и Rolls-Royce Trent.


22.jpg


Первый 777-300 был передан авиакомпании Cathay Pacific 21 мая 1998 года. Восемь различных клиентов купили 60 самолётов 777-300. На июль 2010 года все самолёты находились в эксплуатации. Однако после запуска в 2004 году модели 777-300ER повышенной дальности все клиенты изменили заказ на эту модификацию. В модельной гамме Airbus нет прямого конкурента 777-300, но Airbus в качестве конкурента называет модель A340-600.

Скоро на рейсах в Москву будут только 380-е!

16.jpg


777-200LR («LR» означает «Longer Range» — большая дальность), модель для Сегмента C, в 2006 году стала самым «дальнобойным» коммерческим авиалайнером в мире. Boeing назвал эту модель Worldliner, указывая на возможность авиалайнера соединить практически любые два аэропорта. Модификация установила мировой рекорд на самый длинный беспосадочный полёт среди коммерческих авиалайнеров - дальность полёта составляет 9380 морских миль (17 370 км). Модификация 777-200LR предназначена для сверхдлинных рейсов, таких как Лос-Анджелес — Сингапур или Даллас — Токио.

17.jpg


Разрабатывавшийся одновременно с 777-300ER, 777-200LR имеет увеличенный максимальный взлетный вес и три дополнительных топливных бака в заднем багажном отделении. Другими отличительными чертами являются скошенные законцовки крыла, новые опоры шасси и усиленный планёр. Как и модификации 777-300ER и 777F, 777-200LR имеет удлиннённые на 3,9 м законцовки крыла. Первый 777-200LR был передан авиакомпании Pakistan International Airlines 26 февраля 2006 года. На сентябрь 2010 года шести различным заказчикам было поставлено 45 самолётов 777-200LR. Конкурентом от компании Airbus является модель A340-500HGW.

В Домодедово «весна»…

18.jpg


777-300ER («ER» означает Extended Range, повышенная дальность) является модификацией 777-300 для Сегмента B. Модификация имеет скошенные и удлинённые законцовки крыла, новые основные стойки шасси, усиленную переднюю стойку и дополнительные топливные баки. У модификации 777-300ER также усилены фюзеляж, крылья, оперение и пилоны двигателей. Стандартные для этой модели турбовентиляторные двигатели GE90-115B на сегодняшний день являются самыми мощными реактивными двигателями в мире и имеют максимальную тягу 513 кН. Максимальная дальность составляет 7930 морских миль (14 690 км), что стало возможным благодаря увеличенным максимальному взлётному весу и запасу топлива. Дальность 777-300ER с полной загрузкой увеличена приблизительно на 34 % по сравнению с модификацией 777-300. После лётных испытаний, внедрения новых двигателей, крыльев и увеличения взлётного веса расход топлива снизился на 1,4 %.

19.jpg


Первый 777-300ER был передан авиакомпании Air France 29 апреля 2004 года. В сентябре 2010 года 777-300ER стал самой продаваемой модификацией Boeing 777, превзойдя 777-200ER, и основным конкурентом Airbus A340. Использование двухдвигательной схемы позволяет снизить эксплуатационные расходы на 8-9 % по сравнению с A340-600, а по сравнению с 747-400 расход топлива снижен на 20 %. Некоторые авиакомпании в разгар топливного кризиса начали закупать 777-300ER в качестве замены модели 747-400. На сентябрь 2010 года 21 заказчику поставлено 248 самолётов 777-300ER, количество незаполненных заказов — 198. На июль 2010 года эксплуатируется 237 самолётов этой модификации. Прямым конкурентом 777-300ER является Airbus A340-600HGW.

Самолет в Нью-Йоркском аэропорту JFK. На горизонте – Манхэттэн. Слева от основания киля видна Башня Свободы. На снимке хорошо виден рычажный механизм подъема двери переднего грузового отсека.

24.jpg


Прошло чуть больше года как в составе авиакомпании "Аэрофлот" начали летать новенькие, прямо с завода, 777-е. Об этом я уже рассказывал, а если кто пропустил, то можно посмотреть здесь. Я впервые полетел на нем в 2008 году и до полета на 380-м, о котором я писал не раз, это был мой любимый самолет. Вот такой он, 777-й. Долгой ему летной жизни!!!

20.jpg

При написании данного материала использованы материалы, свободно распространяемые в интернете, в частности на сайтах: Википедия

Made on a Mac
Tags:

  • 1
Оч понравилось!
но тема двиглов не раскрыта

Ой! Совсем забыл, спасибо за напоминание! На самом деле про самые большие и мощные нужно писать отдельную статью. Пусть это сделают другие, более профессиональные специалисты. Исправил чуть.

А где "Аэрофлот"?

Пожалуйста, практически сразу после перелета на новеньком, только начавшем летать в составе Аэрофлота:http://khmelikvictor.livejournal.com/27043.html

Пожалуйста: читайте и смотрите!

Шикарный.
Рад, что имею возможность приложить руку к этом самолету по роду работы.

Так и написал бы чего-нибудь инсайдерского! С фотками!

Да я как только - так сразу.
Как выйдет открытая статья про нововведение в конструкции крыла 777, так и напишу не языком пресс-релиза, а своими словами.
Пока наверное всё же низзя, хоть и внутренняя рассылка была об экономическом и весовом эффекте.


не люблю боинги вообще и этот в частности

все прекрасно в ваших описаниях,
кроме двух принцпипиальных моментов:

1) планер 777 слизан полностью с нашего Ил-96
2) шасси 777 слизаны полностью с нашего Ту-154

самолет должен быть гармоничным и пропорциональным
этот же - куй знает что, длинной 70 с лишним метров....


Re: не люблю боинги вообще и этот в частности

Ну про гармонии ладно. На счет шасси: что там с взлетным весом и нагрузками? И как слизали 777 с 96-го?
И еще. Было-бы круто убирать шасси в такие же никчемные обтекатели как в 154-м!
Ничего личного к 154-му и 96-му: им ВРЕМЕННО не повездло(((

Re: не люблю боинги вообще и этот в частности

геометрические параметры ИЛ9 и Б777 сравните - не все, но много совпалений, включа конфигурацию планера

вы или тролль, или стюардесса: шасси - первым и единственным пассажирским самолетом в мире с шестиколесной тележкой шасси был ТУ5, вторым стал Б777... я про концепт, а не про нагрузку на аморт-стойки и форму гондол

и не надо рассказывать сказки про "не повезло": тушка - отыгранный материал, ИЛ-96 был уничтожен сознательно, в первую очередь, лоббистами Боинга


Edited at 2014-06-17 08:37 pm (UTC)

Re: не люблю боинги вообще и этот в частности

Шестиколесная тележка шасси не была слизана.
Наработки по этой теме были куплены Боингом у ОКБ Туполева в конце 80-х гг. на вполне себе деловых основаниях.
Свои особенности проектирования такой тележки там есть безусловно, вот Боинг и решил спросить у знающих. Нормальная практика, далеко не первый случай такого сотрудничества Боинга и Советских инженеров.
Информация со слов участника той делегации Боинга в России - начальника инженерного департамента BCA товарища Lawrence Hall.

При слизывания с 96го - промолчу.

Шикарный репортаж и подборка фотографий! Спасибо!
Я, как писавший избранную статью о нём на украинской Вики, оценил :)

Решился с вашей подачи! А где ссылка на эту статью?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account