?

Log in

No account? Create an account

Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
Ан−225 «Мрия»: 25 лет Мечты
гавайский
khmelikvictor
Сегодня, 21 декабря 2013 г. исполняется 25 лет со дня первого полета самого большого в мире транспортного самолета Ан−225 «Мрия», созданного ОКБ им. О. К. Антонова. Юбилей самолета в этом году весьма символичен. Впервые за более чем 20 лет два независимых государства, которые раньше входили в состав СССР и которые как раз и создавали этот уникальный самолет наметили планы по консолидации усилий по совместному продвижению на рынок новых и старых авиационных проектов. Пример развития мировой авиационной промышленности конца ХХ века и начала XIX-го свидетельствует о том, что только объединение усилий на фоне международного разделения труда позволяют получить коммерческий успех столь дорогостоящей и наукоемкой продукции, какой является его величество, САМОЛЕТ!!!
Итак, чем же интересна эта легендарная и совершенно уникальная машина?




Фото самолета предоставлено Виталием Несенюком




Взлетная масса «Мрии» достигает фантастической величины – 640 тонн, что значительно превышает современные достижения других самолетов, в том числе на 80 тонн больше взлетной массы А380. На счету Ан−225 – 240 мировых и национальных рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза массой 253,8 т, самого тяжелого моногруза −− 187,6 т, а также груза длинной 42,1 м.
Разработка «Мрии» проводилась в рамках перспективной космической программы, в которой Ан−225 должен был стать первой ступенью системы воздушного старта космического корабля, летающим космодромом, со «спины» которого космический «челнок» должен был стартовать на орбиту. Первоначально основной задачей этого самолета была перевозка различных частей ракеты−носителя «Энергия» и космического корабля «Буран», которые изготавливались на предприятиях центральных областей СССР, а окончательная сборка должна была осуществляться на Байконуре. Проектная длина некоторых из них достигала 60 метров, а диаметр – 8 метров. Дальность транспортировки составляла 1500−2500 км. Кроме того, в зависимости от выполняемого на орбите задания, «Буран» мог совершать посадки на разные аэродромы. Оттуда его необходимо было вновь доставлять на Байконур, к месту предыдущего старта.
Основой для конструкции Ан−225 был выбран созданный в ОКБ О.К.Антонова тяжелый транспортный Ан−124 «Руслан». Полномасштабная разработка нового самолета заняла три с половиной года.
В 1988 г. Ан−225 впервые поднялся в небо, ведомый экипажем испытателей в составе: командир А.В.Галуненко, второй пилот С.А.Горбик, старший бортинженер А.М.Шулещенко, бортинженер В.А.Гусар, штурман С.Ф.Нечаев, радист В.А.Белобородов и ведущий инженер по летным испытаниям М.Г.Харченко. А менее, чем через полгода, 3 мая 1989 года, «Мрия» стартовала с аэродрома Байконур, неся на «спине» свой первый груз – воздушно−космический самолет «Буран» массой более 60 тонн. На счету у «Мрии» с «Бураном» −− 14 полетов в связке общей продолжительностью 28 часов 27 мин. Они были выполнены с аэродромов, расположенных в различных климатических зонах СССР. Однако с распадом Советского Союза финансирование программы «Энергия−Буран» прекратилось, и проект был остановлен. А в 1994 г. прекратила полеты и «Мрия».
7 мая 2001 г. по праву можно считать вторым рождением «Мрии». В этот день состоялся «второй первый» взлет модернизированного Ан−225, предназначенного для работы на рынке коммерческих воздушных грузоперевозок. К тому времени «АНТОНОВ» обладал достаточно большим количеством заказов на доставку грузов, весовые или габаритные показатели которых превышали возможности «Русланов».
В течение месяца Ан−225 выполнил около 20 испытательных полетов, продемонстрировав достаточно высо­кую надежность и успешно завершив программу сертификации.
26 мая 2001 г., во время публичного показа самолета на церемонии открытия новой ВПП в ки­евском аэропорту Борисполь, предсе­датель Межгосударственного авиаци­онного комитета Т.Г.Анодина вру­чила разработчикам Ан−225 сертификат типа.
Так началась новая глава в жизни этого удивительного самолета, который и сегодня работает в составе парка авиакомпании «Авиалинии Антонова», продолжая надежно служить людям. Помимо многочисленных перевозок уникальных грузов, Ан−225 неоднократно принимал участие в гуманитарных операция по ликвидации последствий стихийных бедствий в различных странах. Только за последние несколько лет он доставлял необходимые грузы в Самоа (США), в Японию, на Гаити и на Филиппины.
Непосредственно перед юбилейной датой Госавиаслужбой Украины были одобрены основные документы по установлению самолету Ан−225 «Мрия» назначенных ресурсов и срока службы 20000 летных часов, 4000 полетов, 45 лет эксплуатации. Это означает, что, как минимум до 2033 года этот уникальный самолет будет в строю.
Создатели Ан−225 уверены – впереди у этого самолета много славных дел. Ведь он полностью соответствует девизу «Авиалиний Антонова» : «Нет других, способных перевезти больше»!



Фото самолета предоставлено Евгением Кудиновым


Ан−225 «Мрия»–краткая биография

16 октября 1986 г. – утверждено тактико−техни­ческое задание на универсальный самолет для авиа­ционно−космической систе­мы, которая по Постановле­нию ЦК КПСС и СМ СССР №132−51 включала также многоразовый космический аппарат "Буран" и ракету−носитель "Рассвет" ("Энер­гия").
20 мая 1987 г. вышло По­становление ЦК КПСС и СМ СССР №587−132 о начале проектирования и построй­ки самолета под индексом "400" (позже Ан−225).
30 ноября 1988 г. из сбо­рочного цеха «АНТОНОВ» выкали самолет, который получил название "Мрия".
21 декабря 1988 г. – первый полет Ан−225.
1 февраля 1989 г. – "Мрия" в аэропорту Борисполь была представлена совет­ским и зарубежным журна­листам.
Февраль 1989 г. – в Борисполе Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горба­чев ознакомился с Ан−225, на борту которого было при­нято историческое решение о предоставлении в распо­ряжение «АНТОНОВ» двух самоле­тов Ан−124. Это событие от­крыло широкую дорогу для коммерческих перевозок на "Русланах" и послужило толчком для создания авиа­транспортного подразделения "Авиалинии Антонова".
22 марта 1989 г. на Ан−225 (экипаж А.В.Галуненко) в одном полете было установлено 110 мировых достижений. В том числе ре­корд скорости полета по 2000−км замкнутому марш­руту с грузом 155 т — 815,09 км/ч, рекорд высоты полета с этим грузом — 12430 м. Вступив в соперничество с американским «Боингом 747−400», которому тогда принадлежал рекорд максимальной взлетной массы (404,8 тонн), Ан−225 перекрыл это достижение сразу на 104 тонны.
3 мая 1989 г. "Мрия" стар­товала с аэродрома на Байконуре, неся на "спине" свой первый груз — космический шатл "Бу­ран" массой около 60 т. В такой связке в районе Бай­конура было выполнено 13 испытательных полетов.
13 мая 1989 г. Ан−225 с "Бураном", выполнив беспо­садочный перелет по 2700 км маршруту Байко­нур — Киев за 4 ч 25 мин, благополучно приземлился в Гостомеле.
15 мая 1989 г. — 5 января 1996 г. – проведение государственных ­испытаний.
Июнь 1989 г. Демонстра­ция "Мрии" с "Бураном" на 38−м Международном аэро­космическом салоне в Ле Бурже (Франция). На них уже шли смотреть сотни тысяч людей со всех уголков планеты. Ан−225 мгновенно стал мировой сенсацией. «Техника – чудо, на грани того, что можно представить себе в наше стремительное время!», «Сердце переполнено гордостью за мощь человеческого разума при виде этой фантастической машины», «Самолет огромный, как ваша Советская страна», «Спасибо…» – эти восторженные оценки взяты из разноязычной книги отзывов, которая находилась на борту Ан−225 во время салона.
Август 1989 г. Ан−225 "Мрия" участвовала в авиашоу в Ванкувере (Канада). Премьер−министр страны Брайан Малруни, увидев полет Ан−225, сказал, что «советские авиаторы, прилетевшие в Канаду на своих самолетах, подарили нам праздник». В сентябре самолет посещает Прагу и демонстрируется на выставке стран СЭВ.
1990 г. Ан−225 демонст­рировался на салоне в Фарнборо (Великобритания) и в США и принимал участие в двух американских авиашоу: в Оклахома−Сити и в Сиэтле. Самый большой в мире самолет привлек внимание огромного числа американцев. Как вспоминают участники тех полетов, вероятно, во всех Штатах в те дни не было такой огромной очереди, какая тянулась к фюзеляжу Ан−225, столько было желающих побывать на его борту. «Мы делаем самые большие пассажирские самолеты в мире, − заметил представитель «Боинга» Рик Хаукинсон. – Но мы кланяемся «Антонову−225».
Май 1990 г. "Мрия" (эки­паж С.А.Горбика) выполни­ла первый коммерческий рейс, перевезя из Челябин­ска в Якутию трактор Т−600 массой более 110 т. Эта экспедиция в Заполярье, помимо народнохозяйственного, имела большое экспериментальное значение, так как дала ценный материал для изучения транспортных возможностей нового самолета и оценки его работы в условиях Севера.
1991−93 гг. Состоялись полеты в Шэнон (Ирландия), Монреаль (Канада), Колумбос и Лас−Вегас (США) по доставке оттуда на украинскую землю сотен тонн гуманитарной помощи.

21 июня 1991 г. В штаб−квартире Европейского кос­мического агентства в Па­риже состоялась презента­ция авиационно−космиче­ской системы, включающей самолет "Мрия" и многора­зовый космический аппарат Interim HOTOL компании "Бритиш Аэроспейс".
1990−е годы. Разработка на базе Ан−225 многоразо­вой авиационно−космиче­ской системы НПО "Мол­ния" и украинской "Свитязь" КБ "Южное"; авиационно−морской спасатель­ной системы с экрано−планом "Орленок" НПО им. Р.Е.Алексеева.
В августе 1993 года Ан−225 видели посетители «Мосаэрошоу» в подмосковном Жуковском, а в декабре – выставки в Дубай (ОАЭ).
В 1994 году гиганту из Киева аплодировали Сингапур и Шарджа.
Апрель 1994 г. Прекра­щение полетов Ан−225.
Лето 2000 г. – начало восстановительных работ и модификации Ан−225. «АНТОНОВ» развернул их на собственные деньги совместно с АО «Мотор Сич».
7 мая 2001 г. – первый полет модернизированной "Мрии” (экипаж А.В. Галуненко).
23 мая 2001 г. – выдача сертификата типа на Ан−225.
В июне 2001 г. "Мрия" участвовала в 44−м авиа­космическом салоне в Ле Бурже (Франция).
11 сентября 2001 г. В ходе одного полета на "Мрии" экипаж А.В. Галуненко уста­новил 214 национальных и 124 мировых рекорда, в том числе – на высоту 2000 м была поднята коммерческая нагрузка в 253,820 т; на замкнутом 1000−км маршруте с грузом 250 т была достигнута скорость 763 км/ч; груз 250 т был поднят на высоту 10570 м.
2002 г. Монета с изображением "Мрии" стала первой в серии "Самолеты Украины", которую выпускает Национальный Банк Украины. Ан−225 изображен на серебряной монете номиналом 
20 гривень и на обращаемой монете номиналом 5 гривень.
18 сентября 2002 г. На III Международном авиасалоне "Авиасвит−ХХI” в Киеве 10 сильнейших атлетов Украины, впрягшись в Ан−225, протащили его не­сколько метров. Этот рекорд включен в Книгу рекордов Гиннеса.
16 июня 2004 г. Выполнив перелет на Ан−225 с грузом массой 247 т (4 трубоукладчика) из Праги (Чехия) в Ташкент (Узбекистан), экипаж А.З.Моисеева установил шесть мировых рекордов.
10−11 ноября 2004 г. На "Мрии” из Адана (Турция) в Триполи (Ливия) были дос­тавлены шесть сельхозсамолетов для борьбы с на­шествием саранчи.
5 октября 2005 г. На Ан−225 перевезли из Афин (Греция) в Хьюстон (США) мо­бильную электростанцию General Electric массой 145 т.
3 декабря 2005 г. "Мрия" в рамках благотворительной акции "Рождественский ребенок" доставила из Великобритании в Украину 75 тысяч коробок с подарками для детей.
2005 г. Британские специалисты включили Ан−225 "Мрия" в число 13 самых значимых в истории авиации самолетов, изображения которых помещены на тринадцати серебряных монетах, выпущенных Британским монетным двором. Эта серия монет номиналом 25 долларов Соломоновых островов, входящих в Британское содружество, посвящена 100−летнему юбилею истории мировой авиации.
11 августа 2009 г. Ан−225 доставил из Франкфурта (Германия) в Ереван (Армения) самый тяжелый в истории авиации моногруз – генератор весом 174 т, который транспортировался вместе со специальной рамой. Общий вес груза составил 187,6 т. Эта перевозка включена в «Книгу Рекордов Гиннеса».
В октябре 2009 г. Ан−225 «Мрия» выполнил несколько рейсов по доставке в Самоа генераторов, которые были необходимы для восстановления работы электростанции Сатала, поврежденной цунами. Только объемная кабина Ан−225 смогла вместить сразу десять 12−тонных генераторов, каждый из которых был размером с 6−метровый контейнер.
Февраль 2010 г. Ан−225 выполнил перевозку из Японии крупногабаритной строительной техники (бульдозеры, грузовики, тягачи, погрузчики) общим весом 108 т для ликвидации последствий землетрясения на Гаити.
10 июня 2010 г. Ан−225 перевез самый длинный груз в истории воздушных транспортировок. Две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая были доставлены из Китая в Данию.
25 марта 2011 г. «Мрия» доставила в пострадавшую от стихийных бедствий Японию гуманитарные грузы, генераторы и технику общей массой 140 т.
Октябрь 2012 г. Ан−225 доставил в Душанбе оборудование для Нурекской гидроэлектростанции, изготовленное в Харькове, ОАО «Корпорация «ТУРБОАТОМ». Груз общим весом 125 т состоял из колеса турбины массой 57 тонн, крышки турбины – 36 тонн и сопутствующего оборудования. Только Ан−225 мог доставить такой груз к месту назначения за один рейс.
9−12 ноября 2013 г. Ан−225 перевез трансформатор Siemens и сопутствующее оборудование общей массой 180 т из Загреба, Хорватия в Себу, Филиппины. Эта доставка в кратчайший срок была необходима для возобновления работы на полную мощность электростанции San Lorenzo, Филиппины. С поставленной задачей могла справиться только «Мрия».
1−2 декабря 2013 г. Авиакомпания "Авиалинии Антонова" выполнила перевозку двух вагонов трамвая из Шицзячжуана (КНР) в Самсун (Турция). Принимая во внимание габариты груза (размеры одного вагона составили 20,04 х 2,88 х 3,60 м), для выполнения поставленной задачи был выбран самый большой в мире транспортный самолет Ан−225 «Мрия», длина грузовой кабины которого 43,3 м.
21 декабря 2013г. – 25−ле­тие со дня первого полета Ан−225. За весь период эксплуата­ции, начиная с 1992 г., на «Мрии» было перевезено около 20500 т грузов, из них более 2500 т — в 2013 г.


При написании данного материала использованы материалы, свободно распространяемые в интернете, в частности на сайтах: ГП "АНТОНОВ", Википедия и Уголок неба

  • 1
...в 80-е, недавним выпускником МАИ, я распределился на фирму, занимавшуюся предполётными испытаниями и подготовкой пусков "Энергии" и "Бурана". Несколько лет спустя, тему, как известно, закрыли. Но, недавно Рогозин озвучил по ТВ намерения бурановскую тему, вроде как, возродить. В обновлённой, естественно, версии. Богу б в уши наши мечты...:)

Edited at 2013-12-21 08:38 am (UTC)

Ага и все, что делалось в 90-е и нулевые ему же в уши...

-Спасу "Ярое Око" ...:)

Балаболом он оказался

Наверняка, дурная статья

  • 1