?

Log in

No account? Create an account

Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
Pacific Aviation Museum Pearl Harbor: Northrop F-5A Freedom Fighter
гавайский
khmelikvictor
Разработка истребителя – это всегда компромисс между стоимостью и эффективностью. Всегда было два подхода при разработке: истребитель легкий и истребитель тяжелый. Первый: небольшого размера, компактный, маневренный с экономичными двигателями и ограниченным комплектом базового оборудования и вооружения. Второй: с мощным, тяжелым двигателем, а то и двумя сразу, полным набором самой современной авионики и оборудования, естественно, что по цене таких ограничений, как в первом случае нет…






Основной задачей ВВС США в начале 50-х годов была ликвидации советские бомбардировщики силами эффективных и сложных перехватчиков. Инженеры фирмы Northrop вынашивали несколько иную идею. Как сделать небольшой истребитель, чтобы он летал на сверхзвуковых скоростях, как летают большие и тяжелые истребители?




Ответом были пара легких двигателей, изначально предназначенные для ракет. J85 двигатели General Electric, весили меньше, чем 230 кг и имели тягу до 2300 кг. Использование пары двигателей небольшого размера и имеющих высокую тяговооруженность позволило создать весьма удачный самолет. ВВС США заинтересовал, в первую очередь, двухместный вариант, который стал впоследствии T-38 Talon и заменил учебно-тренировочный Lockheed T-33.




Спасательный круг фирме "Нортроп" и истребителю F-5 бросил президент Кеннеди, пришедший в Белый Дом в 1962-м. Его администрация призвала не жалеть средств для "защиты свободы и борьбы с коммунизмом." Для этого предусматривалась широкая распродажа сверхзвуковых истребителей союзным США странам. Вот тогда-то и востребовали F-5, получивший волне подходящее имя - "Freedom Fighter", «Борец за свободу», так сказать.




F- 5A был введен в эксплуатацию в 1964 году и сразу же завоевал 85 процентов конкурсов оружия. Это все благодаря высокой весовой отдаче, эксплуатационной технологичности и сравнительно низкой цене. К примеру, команда техников из трех человек может заменить двигатель за 20 минут.




В итоге, F-5 различных модификаций состояли или состоят на вооружении ВВС: Бахрейна, Бразилии, обоих Вьетнамов, Голландии, Гондураса, Индонезии, Иордании, Испании, Йемена, Канады, Кении, Ливии, Малайзии, Мексики, Марокко, Норвегии, Саудовской Аравии, Сингапура, Судана, США, Таиланда, Туниса, Тайваня, Турции, Филиппин, Швейцарии, Эфиопии. К 1989 году, когда был прекращен выпуск самолета, было построено более 2600 истребителей.




Ни в одном военном конфликте самолет не принимал участия в качестве истребителя, в то же время неплохо зарекомендовал себя, как ударный самолет. Истребитель имел великолепную маневренность и редко входил в штопор. Благодаря этим свойствам во многих странах были созданы пилотажные группы на F-5.




Размах крыла – 7,7 м
Размах крыла с баками на концах крыльев – 7,87 м
Длина – 14,38 м
Высота – 4,06 м
Площадь крыла – 15,79 кв. м




Масса пустого - 3667 кг
Масса нормальная взлетная - 6080 кг
Масса максимальная взлетная - 9379 кг




Топливо во внутренних баках - 2207 л
Топливо в дополнительных баках – 387,5 л
Топливо в ПТБ – 3 х 567,8 л




Максимальная скорость - 1487 км/ч
Крейсерская скорость - 1030 км/ч
Практическая дальность с ПТБ - 2594 км
Максимальная скороподъемность - 8748 м/мин




Радиус действия максимальный - 898 км
Радиус действия с максимальной боевой нагрузкой - 314 км
Практический потолок - 15390 м




Вооружение:
две 20-мм пушки Ford M39E с 280 патронами на пушку, 1996 кг боевой нагрузки на 7 пилонах подвески:
4 УР класса воздух-воздух AIM-9 Сайдуиндер или 2 УР воздух-земля AGM-12 Bullpup или 1x 907 кг бомба и 2 УР AIM-9 Сайдуиндер или 2x 454 кг бомбы и 2x 227 кг бомбы или 4 ПУ НУР 19x 70-мм




А теперь к вопросу о «правиле площадей»




Волновое сопротивление тонкого тела при нулевой подъёмной силе в транс- или сверхзвуковом потоке определяется распределением площади поперечного сечения тела вдоль его оси и имеет то же значение, что и сопротивление тела эквивалентного тела вращения, имеющего аналогичное распределение площади поперечного сечения. Правило площадей справедливо и для комбинации тонкого фюзеляжа с тонким крылом малого удлинения. Тела вращения, обладающие минимальным волновым сопротивлением при различных условиях имеют достаточно плавные обводы. Тогда из правила площадей следует, что волновое сопротивление можно уменьшить путём обеспечения по возможности более гладкого и близкого к оптимальному распределения площадей поперечного сечения. Например, для комбинации «крыло — фюзеляж» с этой целью в месте расположения крыла у фюзеляжа должно быть предусмотрено сужение, компенсирующее увеличение полной площади сечения за счёт крыла.




В современных пассажирских самолетах применение этого правила идет в разрез с необходимостью обеспечить необходимые объемы для размещения пассажиров и грузов. Также наиболее сильным противниками применения «правила площадей» являются технологи: цилиндрический фюзеляж с одной прямой образующей поверхность они считают лучшим. Но все же в современных пассажирских самолетах есть одно место, куда «правило площадей» вошло очень уверенно. Это место сопряжения хвостовой части фюзеляжа и горизонтального оперения, расположенного на нем. Это видно и на Airbus 320 серии, на многих Boeing, весьма выраженно на Embraer E-Jet серии.




Представленный в музее самолет является наиболее наглядным примером применения этого правила при разработке облика летательного аппарата, его архитектурных форм. Особо хотел отметить формы дополнительных топливных баков, расположенных на концах крыла. Здесь видно характерное сужение на боковой проекции.




Самолет F -5A, представленный в музее, является одним из четырех, приобретенных Императорскими Иранскими ВВС в 1969 году. Защищал Ормузский пролив . Переведен в Иорданию в 1974 году, затем попал в Соединенные Штаты. Схема окраски ВВС Кореи, около 1965 года. Корея была одной из первых покупателей F -5A , и данные самолеты были вовлечены в нескольких пограничных инцидентов - большинство из которых остаются засекреченными.




При написании данного материала использованы материалы, свободно распространяемые в интернете, в частности на сайтах: Википедия и Уголок неба

  • 1

ну можно и так сказать :-)

:-)

Есть у меня сомнения, что двигатель заменят за 20 минут.
Двадцать минут ... это почти ничего :)

Ну если подготовительно-заключительное время убрать, то можно, наверное, успеть!

Ну вот оно и занимает существенное время :)
1. Снять обшивку и нижние силовые элементы фюзеляжа.
2. Подвести тележку с опорами
3. рассоединить и заглушить трупопроводы, электроразъемы, тяги.
4. Вывесить двигатель на опорах тележки.
5. отсоединить силовые опоры фюзеляж-двигатель.
6. откатить тележку с двигателем (ну, это быстро)

Теперь все в обратном порядке...

P.S. А еще там под силовой установкой узлы стабилизатора. Наверняка и их надо снимать.

Edited at 2013-12-18 07:02 pm (UTC)

п. 6 как раз за 20 минут и делают!

Кажется, зачотная статья

  • 1