?

Log in

No account? Create an account

Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
Планеризм на Гавайях
гавайский
khmelikvictor
На гавайском острове Оаху несколько военно-воздушных баз, международный аэропорт, но также есть маленький аэродром, с которого летают планеры. Он расположен в узкой прибрежной полосе на северо-западной оконечности острова. В весьма «плотном» графике путешествий по острову я смог выделить один час, чтобы заглянуть в это место и посмотреть что и как там устроено.






Планерный клуб Гонолулу была образован в 1970 году и расположен на аэродроме на северном побережье Оаху. Это бывший военный аэродром, на котором базировались P-40, а в последствии В-29. Он оборудован одной асфальтированной ВПП длиной 9007 футов (2745 м). Клуб предлагает ознакомительные, обзорные и полеты с элементами аэробатики для туристов по предварительной записи по телефону и на интернет-сайте.




Слева крытые стоянки для планеров, они защищают от дождя и ветра, хотя планеры швартуют обязательно. Справа за ВПП ангары частных самолетов. Аэродром, на самом деле «совместного» применения: планеры, частные самолеты, аэротакси – все желающие!










Двухместный румынский планер IAR IS-28B2 1979 года выпуска




Я ожидал увидеть бурный планерный день на этом аэродроме. Но полетов уже не было, как вдруг неожиданно и очень тихо зашел на посадку планер…




Им оказался Schweizer SGS 2-32 – трехместный цельнометаллический планер, разработанный в 1962 году. Всего было построено 87 планеров, многие из которых в эксплуатации до сих пор. Возможность разместить в задней кабине двух пассажиров весом не более 150 фунтов (68 кг) сделало его крайне популярным для ознакомительных полетов с туристами.






















А теперь заглянем на стоянки…




Schweizer SGS 2-33 – двухместный планер, совершил первый полет в 1965 году, а производство было начато в 1967 году и прекращено после выпуска 579 планеров под натиском новых еропейских пластиковых планеров в 1981 году. По состоянию на июнь 2011 года в состоянии летной годности было еще 347 планеров. В Академии ВВС США часть планеров были заменены на L-23 Бланик Супер в 2002 году.






Планер имеет классическую конструкцию со сварным ферменным фюзеляжем, стабилизатором и рулями с тканевой обшивкой. Высокорасположенное подкосное крыло и киль изготовлены полностью из алюминиевых сплавов.








Можно смело назвать Schweizer SGS 2-32 главным планером этого аэродрома






















Супербланик




В отличие от стоящего на летном поле Schweizer SGS 2-33, в ангаре был весьма приличный аппарат!




Grog G 109




Grob 103 Acro




Kрасный Schweizer SGS 2-32






ASK 21 применяется как раз для полетов с элементами высшего пилотажа.










Какой же итог хочется подвести после посещения этого аэродрома. Нормальный аэродром с твердой ВПП, стоянками, рулежкой и подъездной дорогой. Планеры только двух (трех)-местные, так как только в этом случае пилот может поднять в воздух кого-то еще. То есть планеризм из увлечения одиночных энтузиастов превращается в прибыльное, одновременно коммерческое и романтическое предприятие. Практически все эксплуатирующиеся здесь планеры имеют возраст больше 20 лет, а конкретно – 40-50 летние! Пластиковых планеров минимум. Это говорит о том, что классические авиационные конструкции имеют большой ресурс и позволяют с успехом эксплуатировать их во втором десятилетии ХХ века.


  • 1
Хорошо им там;)
Трое в планере сразу - такого не видел))

Я тоже не видел. Там сзади тесновато двум полюбому будет))) Но идея интересная!!!

Улыбнуло - "неожиданно и очень тихо зашел на посадку ".
Я бы написал так: "Рев, заходящего на посадку планера, мы услышали за долго до того, как его громадная туша появилась на горизонте". ))
А по существу - очень понравилось, Гавайи блин, что сказать!

Вот забыл спросить, а буксировщики-то кто?

L-19 Bird Dogs желтенький, но его я невидел в этот день!

Инфраструктура у них закачаешься. :)
Спасибо за репортаж. Было интересно.

Да уж, там видно и холодильник и столики и стульчики, про технику вообще не говорю... Пожалуйста: смотрите и читайте!

"...Практически все эксплуатирующиеся здесь планеры имеют возраст больше 20 лет, а конкретно – 40-50 летние! Пластиковых планеров минимум. Это говорит о том, что классические авиационные конструкции имеют большой ресурс и позволяют с успехом эксплуатировать их во втором десятилетии ХХ века..."

Скорее, это говорит об отсутствии на Гаваях погодных условий для хоть сколько-нибудь спортивного планеризма и, как следствие, бедности аэроклуба в целом.... ибо зафиксированные пластиковые планера точно так же юным возрастом не отличаются. G-103a (Twin Astir II) не менее 25 лет, т.к. он снят с производства в 1989. ASK-21 - бестселлер, выпускаемый до сих пор, но выпуск начат еще в 1979 и можно лишь гадать, каков возраст экземпляра на фото. Ну или списать с хвоста номер да в реестр FAA заглянуть.

Что же касается долговечности различных конструкций, так я летом чинил неудачно севший цельно-композитный Rolladen-Schneider LS-1 1971 (!!!) года постройки, и готов засвидетельствовать - этот немец проживет в полетах еще 42 года, если не бить его об планету.

На Швайцерах, конечно, отдельные упорные личности летают 300-км дистанции, но в современном понимании эта ферменно-тканевая техника годится строго для парения в ближней зоне аэродрома. Даже дюралевые Бланики радикально быстрее и дальнобойнее, за что их собственно очень любили по всему миру.

Гуглокартинки про SGS 2-32 выдают веселенькие кадры с двумя человеками на задней сидушке, рядышком:)

Edited at 2013-11-12 08:31 pm (UTC)

А там спортивного планеризма и нет, вы правы. Чисто коммерческие покатушки, естественно, все вокруг хвоста, простите аэродрома. А почему Бланики любили? Сейчас не любят разве? И еще, какой планер может его заментить, реально сейчас? Если можно с ценами... Спасибо!

Бланики-то дюралевые, у них усталостный износ проявляется. Если Super Blanik (LET Kunovice L-23) еще на ходу, то наиболее массовые "просто Бланики" (LET Kunovice L-13) либо стоят с отозванной летной годностью, либо прошли весьма недешевый и непростой капремонт (очень мало). Которого неизвестно, насколько хватит. Экс-СССР собственно единственный регион мира, где по определенным причинам Бланики имеют всего лишь ограничения на пилотаж. Замечательнейший аппарат для обучения от нуля до 2 (и даже 1) спортивного разряда, но пятьдесят лет есть пятьдесят лет. Замены "один в один" попросту не существует, поскольку не выпускались аналоги. Швайцеры и ASK-13 (тоже ферменно-тканевый) это поколение "перед Блаником", поколение "после Бланика" уже целиком композитное и стоит дороже.

Хотя Бланик, наверное, так и останется самым массовым планером в истории, двухместных тренеров поколения 80х не так уж мало и они по сути закрывают потребность в учебных планерах по вменяемым ценам, т.е. существенно ниже 50000 евро. Б/у ASK-21, G-103 и DG-505 как раз и есть самая доступная замена. Попадаются дешевле 25000, которые постарше и не оборудованы всякими наворотами вроде современных приборов. На них с одним пилотом даже гоняться можно в клубном классе, хотя на практике такого и не делают пардон, попутал - разрешено, и даже вдвоем. А на рубеже 50000..60000 евро и следующее поколение продается изредка- Schempp-Hirth Duo Discus.

Edited at 2013-11-13 05:11 am (UTC)

В целом, вышла статья

  • 1