?

Log in

No account? Create an account

Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
"КАНАР – ПО ФРАНЦУЗСКИ УТКА"
гавайский
khmelikvictor
Долгое время так называли странно выглядящие самолеты. Но этот аэроплан действительно странен – при помощи двигателя всего в 100 л. с. он развивает скорость до 350 км/ч! За счет чего?
Его изобретатель, Берд Рутан, аэродинамист, сотрудник НАСА, построил аппарат из стекловолокна, точно расчитав контур и вес. И сегодня перед ним стоит вопрос об усовершенствовании его детища. Конструктор хочет построить самолет с двигателем в 16 л. с., способный развивать скорость в 300 км/ч. Посмотрим, что из этого выйдет.





Вот на такой пессимистической нотке заканчивалась заметка в рубрике «Время искать и удивляться» в майском номере журнала «Техника-молодежи» за 1979 год. Название и текст до ката – точая копия из журнала. Указанный в этой заметке канард – не что иное как VaryEze – легкий двухместный энергетически высокоэффективный самолет-утка авиаконструктора Берта Рутана, которого сейчас часто называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов. Его наиболее известным предшественником был немецкий инженер Хуго Юнкерс — пионер в разработке всех металлических самолётов в 1915 году. Вот так мой рассказ пересекается с предыдущим о «Железной Анни».
Компоновка VaryEze: используется каждый кубический дюйм!




Были предусмотрены даже специальные багажные кофры, которые распологались слева и справа от пассажира.




Различные варианты установки двигателей




Как и из чего сделан самолет? На переднем плане - приспособление для резки пенопласта натянутой горячей нихромовой струной. А на заднем — секция пенопласта — одна из заготовок из которых будет сделана отъемная част крыла (ОЧК). Углубление в ней — это место в которое будут уложены слои стеклоткани, которые после полимеризации станут полками лонжеронов. Между ними — стеклопластиковая рессора главных стоек шасси.








Обратите внимание на наплыв (технологический припуск) в концевой части профиля заготовки крыла. Это сделано, чтобы не сломать тонкую заднюю кромку крыла в процессе наложения слоев стеклоткани на пенопласт.




Заготовка остекления фонаря, фанерный шаблон профиля крыла и заготовка носовой рессоры.




Стыковой узел крыла изготовлен из алюминиевого сплава.






И в результате всего этого получаются более 400 построенных самолетов с максимальной скоростью 314 км/ч, дальностью полета 1368 км и скороподъемностью 8,1 м/с!!!




А задумка конструктора создать минимально возжможный безопасный дешевый и экономичный самолет была реализована в проекте Quickie с двигателем, мощностью 18 л. с.




Тандамная компоновка обеспечивала безопасность по сваливанию при малых размерах самолета и реально малом физически диапазоне центровки. Переднее крыло экономило вес конструкции еще и тем, что было одновременно рессорой шасси!









Для справедливости нужно отметить, что идея тандемной компоновки крыльев для легкого самолета не нова. Вспомним хотя-бы "Летающую блоху" Минье. Но это совсем другая история, достойная отдельного рассказа...

  • 1
Конструкция во многих местах спорная, заслуживающая критики. Но, бесспорно, гениально продуманная, чем больше в нее вникаешь, тем больше она нравится! И самолет выглядит реально красивым.

  • 1