khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Category:

Туполев Ту-104: Шестьдесят пять лет первому регулярному рейсу...

Шестьдесят пять лет назад, 15 сентября 1956 года первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104 совершил первый регулярный рейс по трассе Москва - Иркутск. Через 7 часов 10 минут летного времени, преодолев 4 570 километров с посадкой в Омске, самолет благополучно приземлился в Иркутске. Время в пути по сравнению с полетом на поршневых самолетах сократилось почти втрое. Началась новая реактивная эра в мировой гражданской авиации.

01.jpg



Первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104 строился на основе дальнего бомбардировщика Ту-16. Главной задачей при создании новой машины было обеспечить безопасность и комфорт пассажиров, и решить ее было непросто в условиях полета в разреженной атмосфере на высоких скоростях и большой высоте. Для Ту-104 был заново спроектирован фюзеляж диаметром 3,5 м (вместо 2,9 м у Ту-16), имевший герметичные кабину экипажа и пассажирский салон, и негерметичный отсек в хвостовой части. Вместо среднеплана самолет становился низкопланом, от серийного Ту-16 использовались отъемные части крыла, двигательные отсеки крыла, шасси, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и гондолы шасси.
Параллельно шла работа над дизайном салона. Интерьер будущего лайнера проектировался из предположения, что чувство комфорта и безопасности можно обеспечить, создав в самолете "домашнюю обстановку". Впервые пришлось разрабатывать агрегаты системы кондиционирования воздуха, электроприборы приготовления и подогрева пищи, освещения салонов, радиофикации пассажирских кабин.
Новый самолет совершил революцию в гражданской авиации. Его эксплуатация потребовала кардинальной перестройки работы практически всех авиационных служб. По сравнению с поршневыми и турбовинтовыми машинами на Ту-104 резко вырос уровень комфорта для пассажиров: в салоне были установлены мягкие кресла с регулирующейся спинкой, в полете предоставлялось горячее питание и напитки, бортпроводники перед вылетом проводили обязательный инструктаж по безопасности. Фактически именно с появлением Ту-104 в конце 1950-х был впервые внедрен привычный в наше время стандарт обслуживания на борту самолета.
Международный дебют Ту-104 в Лондоне в 1956 году стал настоящей сенсацией. Страна, пережившая тяжелейшую войну, смогла всего через 10 лет построить самолет с невиданными летными характеристиками и уровнем комфорта для пассажиров. 12 октября 1956 года состоялся первый регулярный международный рейс Ту 104 в Прагу, в сентябре 1957 года из Внуково был выполнен полет в Нью Йорк, а вскоре на самолете были открыты новые воздушные линии в Лондон, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели. Ту-104 был первым реактивным самолетом, перелетевшим через Атлантику с одной посадкой. Когда в 1957 году, через 20 лет после знаменитых перелетов Чкалова и Громова, Ту-104 прибыл в США, это стало еще одной сенсацией: трансатлантический полет протяженностью 9 тысяч километров был осуществлен всего за 13,5 часов.
Эксплуатация Ту-104 имела особое значение в истории отечественной гражданской авиации. Был приобретен уникальный опыт, без которого было бы невозможно успешно эксплуатировать самолеты следующего поколения. Всего за 23 года Ту 104 перевезли около 100 миллионов пассажиров, проведя в воздухе два миллиона летных часов и выполнив 600 тысяч полетов.

02.jpg

03.jpg

04.jpg

05.jpg

06.jpg

07.jpg

08.jpg

09.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg

17.jpg

18.jpg

19.jpg

20.jpg

21.jpg

22.jpg

23.jpg

24.jpg

25.jpg

26.jpg

27.jpg

28.jpg

Tags: Туполев
Subscribe

Posts from This Journal “Туполев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments