khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Category:

Dornier Do 28D в музее ВВС Турции

В своих публикациях из музея Дорнье в немецком Фридрихсхафене я уже отмечал, что модификация D самолета Dornier Do 28 имела общего с оригиналом только внешний  компоновочный облик и все. Новая модификация крупнее, более технологична в производстве и удобна в эксплуатации с неподготовленных аэродромов. В музее ВВС Турции этот самолет оказался единственным, который можно было рассмотреть достаточно близко, хотя все равно через решетку забора. Итак, давайте посмотрим на этого "Небесного слугу"...

01.jpg



Итак самолет, более крупный, чем Dо 28, и способный перевозить до 13 пассажиров, получил обозначение Dornier Do 28D Skyservant. Опытный образец совершил первый полет 23 февраля 1966г, через год этот тип был сертифицирован, а 19 апреля 1968 г. последовала сертификация Федеральным управлением авиации США под обозначением Do 28D-1. Фирма-производитель получила заказы на самолеты для ВВС и морской пехоты ФРГ, от военных ведомств Эфиопии, Марокко, Нигерии, Турции и Замбии. В течение 1972 г. самолет Do 28D-1 установил несколько рекордов в своем классе: он набрал высоту 8624 м с полезной нагрузкой в 1000 кг, а также установил несколько рекордов скороподъемности. Следующей модификацией стал вариант Do 28D-2 с усиленным фюзеляжем и увеличенной взлетной массой. В 1980 г. самолет Do 28D-2 ВВС ФРГ получил новые двигатели Avco Lycomyng TIGO-540 с турбонагнетателем, после чего появилось новое обозначение: Do 28D-2Т. Всего было выпущено порядка 220 самолетов разных модификаций.

02.jpg


А теперь немного остановлюсь на конструктивно-технологических особенностях данного проекта. От обычного 28-го этот самолет отличает упрощенные прямоугольные формы фюзеляжа. Данное решение имеет преимущество в производственной технологичности с одной стороны и увеличенным удобным салоном с другой.

03.jpg

Двухщелевые закрылки, зависающие элероны и предкрылки сохранились на прямоугольном в плане крыле. Трапециевидные же законцовки не только увеличили площадь крыла, но также стали местом размещения дополнительного запаса топлива. Что касается формы крыла в плане, то это один из самых распространенных вариантов, совмещающих в себе технологичность конструкции (нет конических и малкованных конструктивных элементов) и прекрасные противоштопорные характеристики со срывом потока в корневой части.

04.jpg


Аэродинамические гребни обеспечивают задуманное обтекание крыла при скольжениях и на больших посадочных углах.

05.jpg

У самолета достаточно оригинальное расположение силовой установки. Здесь есть несколько преимуществ. Во-первых, это удобство обслуживания силовой установки на земле, а также заправки самолета, ведь основные топливные баки расположены в мотогондолах, непосредственно за двигателями.  Во-вторых, винт обдувает только двигатель, что повышает эффективность обособленной винтомоторной силовой установки в отличие от классического варианта размещения на крыле. Ну и в-третьих, самолет получает характерный запоминающийся внешний вид, что очень важно для авторов проектов.

06.jpg


На самолете применено цельноповоротное горизонтальнероение, в отличие от классического варианта с рулем высоты и стабилизатором. Это также снижает затраты на  производство. Единственное, нужно позаботится о противофлаттерной балансировке и жесткости проводки системы управления. В конструкции киля применены зигованные панели обшивки, которые позволяют отлказаться от классического подкрепления обшивки клепанными стрингерами. Данное конструктивно-технологическое решение весьма широко стало применяться в шестидесятые годы в конструкциях самолетов из алюминиевых сплавов.

07.jpg

Широкое применение в качестве утилитарной рабочей лошадки данного самолета подтверждает правильность принятых конструкторами решений в выборе именно такого облика самолета. Думаю, что спустя пол века мы можем увидеть некоторые из идей, примененных Dornier и в новом русскоми самолете для местных воздушных линий...

Tags: dornier, Музей_ВВС_Турции, Турция
Subscribe

  • M151 MUTT: Сидней - Москва

    Среди широкого спектра экспонатов, представленных в Музее ретро-автомобилей один из джипов, как я отмечал в прошлый раз, привлек чуть больше моего…

  • Музей харизматичных автомобилей

    Я люблю посещать авиационные и другие технические музеи в разных странах мира. И об этом стараюсь рассказывать на страницах журнала. Когда входишь в…

  • Хмельницкий: город детства. Часть 1-я, 1986 год.

    Для меня это - город детства и школьных лет. Я жил здесь двенадцать лет из которых десять - в школе. А потом часто приезжал к родственникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments