khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Category:

Крым. Памятник Бе-12 в Мирном.

В сквере авиаторов к Мирном в апреле 2018 года был установлен памятник самолету Бе-12. Он приурочен в честь столетия 318 ОПЛАП - отдельного противолодочного Констанцского Краснознаменного авиаполка. А сам сквер "Морских авиаторов" открыт в честь Морской авиации Российской Федерации. Памятник установлен на средства и силами ветеранов 318 ОПЛАП, УНР-28, возглавляевым полковником Олейскер Н. В. и администрацией города Евпатория.

01.jpg



Бе-12 — советский противолодочный самолёт-амфибия (летающая лодка). На момент создания он являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире.Самолёт создан в ОКБ Бериева. Машина предназначалась для замены Бе-6. На самолёте-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника. В октябре 1960 года самолёт
Серийное производство самолётов было организовано на Таганрогском авиационном заводе № 86 имени Г. М. Дмитрова. 29 ноября 1965 года самолёт Бе-12 приказом МО СССР официально был принят на вооружение.
Всего за годы производства с 1960 по 1973 год было построено 143 Бе-12, из них один стенд для статических испытаний и два опытных самолёта для лётных испытаний. За время эксплуатации на самолётах Бе-12 установлено 46 мировых рекордов.

02.jpg


Конструктивно самолёт построен по схеме высокоплана с крылом типа «чайка», двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д на крыле и вспомогательной силовой установкой ТГУ-АИ-8 в корме. Фюзеляж выполнен в виде двухреданной лодки глиссерного типа и трёхопорным убирающемся шасси с хвостовым колесом. Фюзеляж представляет собой конструкцию из 10 отсеков, восемь из которых водонепроницаемы от низа до высоты 3,3 метра. Каркас лодки состоит из шпангоутов, стрингерного набора и работающей обшивки. Непотопляемость гарантируется при повреждении и затоплении двух любых отсеков. Реданы обеспечивают уменьшение величины смоченной поверхности днища и бортов лодки. Первый редан облегчает изменение угла дифферента лодки на разбеге и выход на самый выгодный угол атаки крыла. Второй редан, образованный изломом днища в кормовой части лодки, обеспечивает выход на первый редан. Днище лодки имеет переменную килеватость.

03.jpg


В носовой части лодки расположены негерметичные кабины штурмана и летчиков, в средней части - кабина радиста с блистером. Входные двери для экипажа, расположенные в носовом отсеке и в хвостовой части, открываются вовнутрь, что облегчает покидание гидросамолета в случае его затопления.

04.jpg


Морское оборудование самолета размещено в кабине штурмана и включает бортовую лебедку, якорь адмиралтейского типа весом 19 кг с расчетной держащей силой 250—300 кг. Кроме того, имеются запасной якорный трос, два плавучих якоря, два складных стопорных крюка, линеметательное устройство с концом, сигнальные флажки, мегафон. Палубный и якорный люки в передней части лодки предназначены для выполнения штурманом операций, связанных с постановкой самолёта на бочку или на якорь, со взятием катером на буксир. Вблизи правого люка расположены причальные утки для удержания плавсредств, причаливающих к самолёту. Для базирования на необорудованной акватории имеется якорное устройство. В отсеках самолета размещаются ручные водооткачивающие насосы, пластыри и другое оборудование для устранения последствий пробоин.

05.jpg


Экипаж состоит из четырёх человек. В носовой части расположены рабочие места лётчиков и штурмана, в средней части фюзеляжа располагается радист. Для входа-выхода в самолёт в носовой и кормовой частях фюзеляжа справа имеются две двери, открывающиеся внутрь (что облегчает покидание самолёта при его затоплении). При аварийной ситуации во время полета штурман покидает самолет через носовой люк, радист через заднюю входную дверь, а оба летчика катапультируются.

06.jpg


Крыло двухлонжеронное трапециевидной формы, кессонной конструкции. Поперечное V средней части составляет 20 градусов, консоли имеют отрицательный угол в — 1,5 градуса. Кессон образован двумя лонжеронами, верхней и нижней панелями. Крыло набиралось из профилей с относительно большой толщины, что обеспечивало полет на малых скоростях. Также характерным для самолета было применение на крыле гладкой обшивки с потайным крепежом.

07.jpg


Такая форма крыла позволяет максимально удалить двигатели от водной поверхности и предотвращения их заливания водой при взлётах и посадках.

08.jpg


Механизация крыла — однощелевые закрылки. Для управления по крену применяются элероны с триммерами.

09.jpg


К консолям крыла на пилонах крепятся неубирающиеся в полёте поплавки. Поплавки разделены на пять отсеков. При прямом положении лодки (на ровном киле) и осадке менее 1,4 м между поплавком и водной поверхностью остается небольшой зазор. Во избежание зарывания поплавков носом в воду на разбеге и пробеге их установили под углом 5 град к килю первого редана.

10.jpg

11.jpg


В крыле имеется восемь отсеков под мягкие топливные баки (в центроплане) и два герметичных бака-отсека в кессонах средней части. На нижней поверхности хвостовых отсеков крыла находятся посадочные фары, на концевых - бортовые аэронавигационные огни. На нижней поверхности средней части крыла расположены узлы крепления балочных держателей, на левой плоскости установлен контейнер для морских ориентирных бомб.

12.jpg


Шасси самолёта трёхопорное, с хвостовым колесом. Основные стойки убираются в ниши фюзеляжа по бортам, хвостовое колесо в отсек за вторым реданом. Амортизация стоек — газомаслянная. Система торможения снабжена антиюзовой автоматикой. Главные опоры шасси - одностоечные и состоят из амортизационной стойки с установленным на полуоси тормозным колесом, фермы, V-образного подкоса и замков выпущенного и убранного положений. Основные стойки имеют по одному колесу размером 1450×520.

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg

17.jpg

18.jpg

19.jpg


В средней части фюзеляжа, между шпангоутами, расположен грузовой отсек с двумя люками — верхним и нижним, закрываемыми створками с механизмом привода от гидромоторов. Створки имеют пневматические шланги герметизации.

20.jpg


В целом, конструктивное улучшение мореходных качеств фюзеляжа привело к заметному ухудшению аэродинамики планера. Вот почему весь крепеж на фюзеляже непотайной.

21.jpg

22.jpg


Хвостовая опора - рычажного типа, убирается в специальную нишу и закрывается двумя створками. Состоит из амортизатора, траверсы, V-образного подкоса, системы управления поворотом хвостового колеса, нетормозного колеса и замка убранного положения опоры. Хвостовое колесо 950×350.

23.jpg

24.jpg

25.jpg

26.jpg


Хвостовое оперение - состоит из стабилизатора с углом поперечного V = 5,5 градуса и рулями высоты, и двумя вертикальными килями, развёрнутые вправо на 2 градуса для компенсации реактивного момента воздушных винтов. Такая схема обеспечивала обдув килей, стабилизатора и рулей потоком от воздушных винтов, что повышало их эффективность.

27.jpg


Управление - система управления самолетом штурвальная безбустерная со смешанной проводкой. В кабине летчиков установлены две рулевые колонки и двойные педали управления. Усилия на командных рычагах снижаются с помощью триммеров и сервокомпенсаторов, установленных в каналах крена и курса. Полет в автоматическом режиме обеспечивает автопилот.

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg


Длина, м: 30,1
Высота, м: 7,4
Размах крыла, м: 30,2
Площадь крыла, м: 99
Двигатели: Тип: ТВД АИ-20Д
Мощность, л. с.: 2×5180
Взлётная масса, кг: 36 000
Масса пустого, кг: 24 000
Масса топлива, кг: 9000
Масса боевой нагрузки, кг: 3000
Максимальная скорость, км/ч: 550
Скорость патрулирования, км/ч: 320
Взлётная скорость, км/ч: 210
Скорость набора воды, км/ч: 95
Практический потолок, м: 12 100
Максимальная дальность полёта, км: 4000
Тактический радиус действия (при нахождении в районе 3 ч), км: 600—650
Мореходность, баллы: 3
Разбег, м: 1200
Пробег, м: 1100
Нормальная боевая нагрузка, кг: 1500
Перегрузочная боевая нагрузка, кг: 3000

32.jpg

33.jpg

34.jpg

35.jpg

36.jpg

37.jpg

38.jpg

39.jpg

40.jpg

41.jpg

42.jpg


Окончание эксплуатации. В 1992 году Приказом ГК ОВС СНГ № 144 самолёт Бе-12 был снят с вооружения, с продолжением эксплуатации машин в частях до выработки ресурса.
Черноморский флот. 318-й ОПЛАП был расформирован в 1995 году. Самолёты Бе-12 были разделены между Украиной и Россией. Из остатков полка сформирована 327-я отдельная противолодочная эскадрилья, которая с аэродрома Донузлав перебазировалась на аэродром Кача, где Бе-12 продолжают эксплуатироваться (это единственный гарнизон МА в РФ, где остались летающие Бе-12).
Северный флот. 403-й ОПЛАП в 1993 году слит с 24-й ОПЛАП. Аэродром Североморск-2 в 1998 году закрыт, впоследствии разграблен, самолёты Бе-12 утилизированы.
Тихоокеанский флот. В 1993 году 77-й противолодочный полк на Ил-38 формально расформирован, самолёты и почётные наименования переданы соседнему 289-му полку, фактически самолёты-амфибии Бе-12 сняты с вооружения и поставлены на хранение на аэродроме Николаевка, в эксплуатации остаются Ил-38, также в полк перевели вертолётную эскадрилью с аэродрома Новонежино. 317-й смешанный авиационный полк в Елизово реформируется, эскадрилья ПЛО переучивается на Ил-38 в 444-м ЦБП и ПЛС, Бе-12 поставлены на хранение. В 1998 году все Бе-12 на списаны и поэтапно утилизированы.
Балтийский флот. 49-я ОПЛАЭ в 1995 году перебазирована на аэродром Храброво, аэродром Коса брошен, впоследствии разграблен. Через год 49-я эскадрилья слита с 397-й ОТАЭ и преобразована в 316-й Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова отдельный смешанный авиационный полк, вторая АЭ в полку летает на Бе-12. В 1998 году полк свернули в транспортную эскадрилью — 398-ю ОТАЭ, 2-я ПлАЭ ликвидирована, Бе-12 и единственный Бе-14 (поисково-спасательный) поэтапно утилизированы.

43.jpg

44.jpg

45.jpg

46.jpg

47.jpg

Tags: Бериев, Крым2020, амфибии
Subscribe

Posts from This Journal “Крым2020” Tag

  • Крым. Памятник Ка-27ПЛ в Мирном.

    Посёлок Мирный, основаный в 1969 году, находится в 28 км от Евпатории. В советские годы — закрытый военно-морской гарнизон Краснознамённого…

  • Евпаторийскому трамваю 106 лет!!!

    Я впервые побывал в Евпатории в тридцать восемь лет назад, в 1982 году, как раз после окончания девятого класса. Уже тогда, помимо шикарных песчаных…

  • МиГ-17 в Евпатории.

    Улица 2-й Гвардейской Армии одна из основных транспортных артерий города у моря. Это даже не просто улица, а - бульвар. И вот как раз на пересечении…

  • Терраса в аэропорту "Симферополь"

    Такого еще не было в аэропортах нашей страны. Если вы любите смотреть на самолеты, ожидая свой вылет, так же как и я, то вы меня поймете. В…

  • Аэропорт Симферополя или "Крымская волна"...

    Международный аэропорт Симферополь имени И. К. Айвазовского - это воздушные ворота Крыма. Прилетал сюда и вылетал отсюда неоднократно и в разные…

  • В Крым на крыльях "России"...

    Пассажиропоток в Крым после окончания самоизоляции и открытия внутренних перелетов вырос в несколько раз, так что для перелета продолжительностью два…

  • Шереметьево В: презентация спустя два года...

    Терминал В Международного аэропорта Шереметьево имени А. С. Пушкина, введеный в эксплуатацию два года назад, самый новый. Не посетив его во время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments