khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Category:

Ошкош-2011: непростая судьба Cessna 162...

Пожалуй сейчас только фанаты компании Cessna и знатоки класса LSA помнят этот самолет. А в 2011 году, стоящий рядом со своими старшими братьями этот маленький самолетик явно тяготел к тому, чтобы завоевать весь рынок двухместных самолетов. А ведь это весьма лакомый кусочек! Такие самолеты меньше и дешевле четырехместных. А в отличие от "бесполезных" одноместных могут перевозить пассажира, наблюдателя или дополнительный груз: то есть в них есть практическая польза при минимальных затратах. С появлением класса самолетов LSA, компания Cessna решила обновить свою линейку 150-152 до новых стандартов. Что же в самолете было нового и интересного и почему проект свалился в рыночный штопор: давайте разберемся...

Cessna162-1.jpg




Визуально самолет имеет привычную фирменную компоновку. Вот только нижняя точка крепления подкося ушла назад, к тому же шпангоуту, к которому крепятся основные стойки шасси, то есть за кабину. Второе отличие в том, что двери теперь открываются вверх. Эти два компоновочные решения предоставляют наилучшее удобство для посадки пилотов в кабину самолета. Традиционно самолет озготовлен из алюминиевых сплавов с минимальным применение композитов: капот, зализы, обтекатекатели и законцовки - несиловые конструкции, отвечающие за местную аэродинамику. Это было хорошо видно на фото из пресс-релиза первого полета самолета: желто-зеленый анодированный неокрашенный планер и голубые композитные агрегаты.

Cessna162-2.jpg


Внутри же изменений больше. Полностью стекленная панель приборов с характерным подрезом справа для обеспечения обзора, в основном при рулении на земле. Педальный блок на небольшом возвышении, которое скрывает весьма удобную систему регулирования под рост пилота единым центральным маховичком. Ну и "кочерга" ручки управления торчащая из-под приборной доски: комбинация обычной центральной ручки управления и штурвальной колонки выходящей из приборной доски, при этом управление силовой установкой единое для двух пилотов. Также хотел отметить темно-серую матовую внутреннюю окраску каркаса и весьма интересные сидения.

Cessna162-3.jpg


Немного истории. К разработке самолета компания приступила в 2006 году. Первые полеты самолет выполнил с двигателем Rotax, но затем силовую установку модернизировали, включив в ее состав двигатель Teledyne Continental O-200A. В конечном итоге для нового самолета был выбран более легкий вариант данного двигателя - O-200D.
Впервые машину широкой публике продемонстрировали 22 июля 2007 года здесь же, в Ошкоше, причем машина изначально позиционировалась как разработанная под новые требования к легким спортивным самолетам, позволяющим существенно упростить и удешевить обучение начинающих пилотов. И всего две недели спустя после авиашоу "AirVenture" на SkyCatcher поступило 720 заказов. Позже представители "Cessna" объявили о том, что в качестве опциональной возможности к установке на самолет предлагается специальная система, позволяющая в случае возникновения в полете чрезвычайной ситуации выполнять приземление всего самолета с пилотом и пассажиром при помощи парашютов.
В воздух самолет поднялся 8 марта 2008 года.
В ноябре 2007 года руководство "Cessna" объявило о предстоящем снижении стоимости машины, что предполагалось достичь путем размещения заказов на производство отдельных комплектующих на предприятиях китайской компании "Shenyang Aircraft Corporation", тогда как окончательная сборка самолетов оставалась за Америкой - для этого на территории США были выделены три сборочных участка. Кроме того, такое решение позволило "Cessna" более активно заявить о себе на многообещающем внутреннем китайском рынке самолетов авиации общего назначения.

Cessna162-4.jpg


К середине июля 2008 года "Cessna" построила и испытывала три прототипа SkyCatcher, а первые поставки были запланированы уже на 2009 год. На авиашоу "AirVenture" в 2008 году компания продемонстрировала первый серийный самолет, имея на тот момент уже более 1000 заказов на новую машину. Однако 18 сентября 2008 года один из прототипов был утерян во время испытания на штопор - широко разрекламированная система спасения самолета и пилота и пассажира отказала, поэтому пилотировавший самолет летчик-испытатель вынужден был выброситься с индивидуальным парашютом. Более того, 19 марта 2009 года во время аналогичных испытаний был утерян второй прототип, что заставило руководство "Cessna" изучить выявленные у SkyCatcher проблемы и приступить к их устранению. Впрочем, представители компании заверили своих партнеров в том, что это никоим образом не отразится на производственных планах компании и первые машины, как и планировалось, будут переданы заказчикам в конце 2009 года, что, в общем-то, и произошло. А 13 апреля 2010 года на авиаслете "Sun 'n Fun" во Флориде официальные представители "Cessna" заявили, что компания планирует ускорить поставки заказчикам своего нового легкого спортивного самолета.

Cessna162-5.jpg


Когда-то было заказано 1200 самолетов, в октябре 2013 года генеральный директор Cessna Скотт Эрнест заявил, что у Skycatcher "нет будущего", и в конце января 2014 года Cessna приказала своим дилерам прекратить предлагать 162. 11 февраля 2014 года Cessna удалила весь маркетинг Skycatcher со своего официального сайта. Всего было продано 192 самолета, а оставшиеся 80 непроданных самолетов использовались на запчасти до декабря 2016 года.
Анализируя неизбежное окончание производства Skycatcher, Пол Берторелли из AVweb указал, что причинами прекращения производства были высокая цена, низкая полезная нагрузка и невысокие летные характеристики по сравнению с конкурентами на рынке LSA.
В феврале 2017 года автор AVweb Джефф Рапопорт обвинил проблемы с самолетом слишком большим весом пустого, низкой прочностью и недостатком места в кабине для высоких пилотов. Он заявил: Skycatcher не может идти в ногу со временем, потому что он на самом деле не был разработан как LSA. Это уменьшенная Cessna 152, которая является уменьшенной Cessna 172, которая является уменьшенной 747.

Cessna162-6.jpg


И еще о ценовой политике. Президент и главный исполнительный директор Cessna Джек Пелтон первоначально указал, что Cessna стремится к цене менее 100 000 долларов США за самолет, что будет непростой задачей. По этой цене Cessna сможет продавать 600 самолетов в год. Объявление от 22 июля 2007 года показало, что эти ценовые цели не были достигнуты. Первые 1000 заказанных самолетов были проданы за 109 500 долларов США. Цена была увеличена до 111 500 долларов США в 2008 году и 112 250 долларов США в 2010 году. В ноябре 2011 года компания указала, что цена увеличивается до 149 000 долларов США. Такое повышение цены позволило покупателям, у которых были депозиты на Cessna 162, по контракту аннулировать свои заказы и требовать возмещения, что к концу 2013 года сделали многие держатели позиций.

Cessna162-7.jpg


Прогуливаясь летом 2011 года вокруг самолета всего этого я, да и по сути никто, не знали. Вот такая вот грустная история нового проекта весьма опытной компании...

Cessna162-8.jpg

Tags: cessna, Ошкош-2011
Subscribe

Posts from This Journal “Ошкош-2011” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments