khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Categories:

Ошкош-2011: "утиный двор" Берта Рутана...

Любые самолеты, особенно чья аэродинамическая компоновка отличается от традиционной с хвостовым оперением, расположенным именно в хвосте самолета, и  имеющим площадь существенно меньше крыла или крыльев, например в случае биплана, всегда вызывает интерес пытливой авиационной публики. Та авиация, которая у нас называется АОН - авиация общего назначения - в Соединенных Штатах стоит не особняком, а в одной и той же линейке, вместе с лодками и автомобилями. Это все не роскошь, а средства передвижения: в небесах, на земле и на море. Позволю себе напомнить, что на просторах нашей страны даже автомобиль реально стал быть доступным практически только двадцать пять лет назад. Так вот самолеты этого конструктора, во всем своем многообразии "видов", начиная с первого полета VariViggen в апреле 1972 года уже практически пятьдесят лет привлекают внимание всего авиационного сообщества. И это очень хорошо заметно на зеленой лужайке регионального аэропорта Уитмена в Ошкоше: ну уж сколько здесь этих необычных рутановских самолетов!

oshkosh_3день2ч-11.jpg




Помимо внешнего облика характерным почерком рутановских самолетов было применение композитных конструкций. Однако конструктивно-технологические решения здесь также отличны от традиционных. Дело в том, что физические размеры агрегатов планера здесь настолько малы, что классическая конструкция с решеткой нервюр, лонжеронов, стенок и стрингеров в деревянном, металлическом и классическом композитном вариантах (например как на NEOкукурузнике ТВС-2ДТС) будет либо перетяжеленной, либо с реально кривой наружной поверхностью. Вот здесь как раз и пригодилась технология из смежной отрасли, а именно технология изготовления досок для серфинга: именно они оказались сходными по физическим размерам с одной стороны и характером нагружения с другой: точечные нагрузки он ног серфера сверху и распределенная нагрузка от воды на днище, ну и одинаковые требования к гладкости и обтекаемости поверхности. Применяемая технология оклейки стеклотканью с эпоксидной смолой холодного отверждения деталей, легко вырезанных нагретой нихромовой проволокой из пенопласта, оказалась весьма технологичной для строительства экспериментальных самолетов, то есть демонстраторов технологий: минимальные затраты несерийного строительства с возможностью менять конструктивно-компоновочные решения даже по ходу строительства и результатов проведеных летных испытаний.

oshkosh_3день2ч-16.jpg


Наибольшего распространения среди рутановских проектов получила Модель 61 Long EZ, прототип которого взлетел 12 июня 1979 года. Принципиальным отличием от предыдущей революционной модели VariEze была замена автоконверсии двигателя Volkswagen на традиционный для данного класса самолетов авиационный мотор Lycoming. Изменения по сравнению с VariEze включали в себя также увеличенное крыло с большим местом для топлива и багажа, и немного более широкая кабина. Самолет рассчитан на экономичный полет на большие расстояния. Он может лететь более десяти часов и до 2600 км на 200 л. топлива, так оснащенный топливным баком на заднем сиденье, Long-EZ пролетел 7 700 км. По состоянию на конец 2005 года в США было зарегистрировано около 700 Long EZ.

oshkosh_3день2ч-22.jpg

oshkosh_3день2ч-24.jpg


Long EZ с дополнительными подкрыльевыми баками...

oshkosh_3день2ч-19.jpg

...и весьма характерным коком-стекателем для толкающего винта.

oshkosh_3день2ч-15.jpg

oshkosh_3день2ч-18.jpg


Двухместный Quickie Q2 - прямой наследник одноместного самолета, первоначально задуманного как самый маленький самолет с самым маломощным мотором.

oshkosh_3день2ч-12.jpg

oshkosh_3день2ч-13.jpg


Model 40 Defiant - четырехместный тяни-толкай, разработанный как безопасный самолет при отказе одного двигателя - дальнейшее развитие удачной линейки Vary Eze и Long EZ: впервые полетел в 1978 году, было поставлено 176 кит-наборов для постройки.

oshkosh_3день2ч-28.jpg

oshkosh_3день2ч-17.jpg


Недостаток пассажировместимости двухместных Vary Eze и Long EZ также был реализован в "уютном" четырехместном одномоторном Cozy, разработанном в начале 90-х Nat Puffer с одобрения Burt Rutan. Чертежи, руководства по строительству, а также необходимый набор материалов предлагается строителям до настоящего времени.

oshkosh_3день2ч-14.jpg


Модель 72 Grizzly - самолет короткого взлета и посадки, по схеме - продольный триплан. Позже подобная аэродинамическая схема в несколько ином виде была реализована на итальянском Avanti.
Этот композитный самолет имеет три несущие поверхности: переднее крыло с примерно половиной размаха основного крыла и классическое крестообразное оперение. Передние и основные крылья соединены парой балок квадратного сечения, которые служат топливными баками. Оба крыла несут закрылки Фаулера. Основные стойки шасси с хвостовой опорой имеют четыре колеса низкого давления малого диаметра на двух консольных пружинных стойках. Самолет имеет четырехместную кабину.
На данном самолете было реализовано несколько «первых»:
1) первое применение вычислительных методов для проектирования аэродинамического профиля и системы крыльев,
2) первое использование системы закрылков типа Фаулера на поверхностях самолета трипланной схемы,
3) первый практичный самолет с тремя поверхностями, проложивший путь для более поздних Grumman X-29 или Piaggio Avanti,
4) исключительно длительный первый полет 22 января 1982 года - 2,6 часа,
5) первый экспериментальный самолет для буксировки другого экспериментального самолета (Solitaire) 23 июня 1982 г.
После завершения испытаний был передан в AirVenture Музей EAA в 1997 году.

oshkosh_3день2ч-27.jpg


Рутановский "пасьянс" или Модель 77 Solitaire - мотопланер 1982 года выпуска. В 80-х годах был доступен в виде чертежей и кит-наборов для строительства. Убирающийся двигатель расположен в отсеке перед пилотом.

oshkosh_3день2ч-20.jpg

oshkosh_3день2ч-21.jpg


Model 81 Catbird была разработана в 1988 году, когда рутановская компания Scaled Composites принадлежала Beechcraft и данный проект пятиместного композитного самолета трипланной схемы должен был заменить легендарного долгожителя Bonanza. К сожалению затраты были непосильны и несмотря на отличные характеристики проект в серию не пошел. Более того, партнерство с Beechcraft было разорвано.
Тем не менее, необходимо отметить достижения этого самолета. Ему принадлежит держит мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 5000 км без полезной нагрузки - 334,44 км/ч, установленный в 2014 году в категории C-1C (cамолеты с взлетной массой от 1000 до 1750 кг). Самолет выиграл гонку CAFE 400 Фонда CAFE Foundation 1988 года , в которой участвовал Майк Мелвилл , в которой самолеты соревнуются за эффективность, измеряемую расходом топлива, скоростью и полезной нагрузкой. Пилотируемый Диком Рутаном , он впоследствии выиграл соревнование CAFE Challenge 1993 года с рекордным результатом и скоростью 339,14 км/ч, расходом топлива 8,58 км/л (11,66 л/100 км) и полезной нагрузкой 443 кг. В 2014 году Catbird установил еще один рекорд скорости по замкнутому маршруту 2000 км на пути от Мохаве до EAA AirVenture Oshkosh со средней скоростью 339,50 км/ч.

oshkosh_3день2ч-25.jpg

oshkosh_3день2ч-23.jpg


Модель 271 или Williams V-Jet II был разработан и построен компанией Берта Рутана Scaled Composites для Williams International в качестве испытательного стенда для нового турбореактивного двигателя FJX-1. С 1950-х годов Williams International производила малые турбовентиляторные двигатели для применения в крылатых ракетах и в конце 1980-х годов успешно вышла на общий авиационный рынок с двигателем FJ44 . В 1992 году НАСА инициировало программу «Расширенные эксперименты в области авиации общего назначения» (AGATE) для установления партнерских отношений с производителями и оказания помощи в разработке технологий, способных оживить ослабевшую отрасль гражданской авиации. В 1996 году компания Williams присоединилась к программе. Результатом стал двигатель FJX-2, еще меньший, чем FJ44, с тягой 240 кГс. Williams заключила контракт с Бертом Рутаном для разработки и строительства V-Jet II, очень легкого реактивного самолета, чтобы использовать его в качестве испытательного стенда и демонстратора технологий нового двигателя. Самолет и двигатель были впервые представлены на авиашоу в Ошкоше в 1997 году. V-Jet II представлял собой цельнокомпозитную конструкцию с V-образным оперением, каждая плоскость которого установлена на гондоле двигателя. Williams не собирался производить самолет, но он привлек большое внимание, в результате чего в 1998 году и была основана Eclipse Aviation для дальнейшей разработки и производства самолета. Планер был значительно переработан в цельнометаллическую конструкцию со T-образным оперением и получил название Eclipse 500 . Позже двигатели были заменены на Pratt & Whitney Canada PW610F, специально разработанные компанией для Eclipse. Прототип и единственный самолет V-Jet II был получен Eclipse Aviation вместе с программой и был передан в дар музею экспериментальной авиации AirVenture в Ошкоше, штат Висконсин, в 2001 году.

oshkosh_3день2ч-26.jpg


Beechcraft Starship — двухмоторный турбовинтовой административный самолёт. Выпускался в 1988—1995 годах компанией Beechcraft, было выпущено 53 самолета. Совместная разработка Beechcraft и Scaled Composites. Пассажировместимость 6-8 человек. Самолёт имеет аэродинамическую схему «утка», оснащён двумя турбовинтовыми двигателями с толкающими воздушными винтами. Киль с рулями направления раздвоен и перенесен на законцовки крыла. Также самолет известен первым применением концепции «стеклянной кабины» на бизнес-самолетах. Разработка началась в компании Beechcraft в 1979 году с целью создать быстрый турбовинтовой самолет, способный конкурировать с турбореактивными самолетами по скорости, но сохраняющий преимущества турбовинтовых в экономичности. Рост скорости предполагалось достичь повышением мощности двигателей, понижением веса машины и улучшением аэродинамики. Чтобы улучшить аэродинамику, решить проблемы шума и безопасности при отказах силовой установки повышенной мощности была выбрана схема с задним расположением двигателей, толкающими винтами и аэродинамическая схема «утка». Для облегчения машины в ней широко использовались композитные материалы на основе углепластиков с сотовым заполнением. Летом 1982 года к разработке привлекли Берта Рутана и его компанию Scaled Composites. В 1983 году концепт был представлен публично. Первый полет прототипа состоялся в 1986 году. Всего было изготовлено 3 прототипа. Первый серийный самолет взлетел в апреле 1989 года. Общая стоимость разработки достигла 300 миллионов долларов. За первые три года продаж было продано только 11 самолетов. Провал объяснялся тем что цена самолета (3,9 млн USD) оказалась равной аналогичным турбореактивным самолетам Cessna Citation V и Learjet 31 при том что их скорости были заметно выше. Более того, турбовинтовой Piper PA-42 Cheyenne был на миллион дешевле при той же скорости. Последняя машина была выпущена в 1995 году. В 2003 году Beechcraft признал нерентабельным поддержание летной годности столь маленького парка самолетов, утилизировал оставшиеся у него машины, избавился от склада запчастей и предложил владельцам Starship обменять их на другие самолеты компании, тем не менее несколько экземпляров сохранились.

oshkosh_3день2ч-29.jpg

Есть он и на просторах СНГ, а точнее в Украине. Кому это будет интересно, весьма рекомендую влог Записки Пилота, в котором действующий пилот и владелец самолетов Владимир Васильев весьма интересно и практично рассказывает о различных самолетах Авиации Общего Назначения, например как о Beechcraft Starship.

Tags: Ошкош-2011
Subscribe

Posts from This Journal “Ошкош-2011” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments