khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Categories:

Королевский музей армии и военной истории Бельгии: легкие самолеты Эрнеста Оскара Типса

Эрнест Оскар Типс (1893-1978) - бельгийский авиаконструктор, соучредитель британской авиационной компании Fairey, основанной в 1915 году и ее бельгийской дочерней компании Avions Fairey в 1931 году. Родился в Тельроде в 1893 году, младший из 13 детей. Его семья активно занималась изготовлением велосипеды. Свой первый самолет-утку он построил в 1908 году вместе со братом Морисом, а в 1909 году они построили биплан. Во время Первой мировой войны он бежал через Нидерланды в Англию. Изучал авиационную технику в Short Brothers и был первым сотрудником недавно созданной авиационной компании Fairey. Он получил лицензию британского пилота 6 мая 1918 года. В 1931 году он вернулся в Бельгию, чтобы создать бельгийский филиал Fairey Avions, которая стала краеугольным камнем развития авиационной промышленности Бельгии. Параллельно с основным профилем компании он проектировал и строил легкие самолеты. В 1933 году он собрал первый Tipsy S, оснащенный двигателем Douglas Sprite мощностью 16 л. с. Модель Tipsy M был хитом, и его концепция была близка к концепции современных истребителей. В преддверии Второй мировой войны Типс организовали эвакуацию компании в Великобританию, где он занимал должность главного инженера-исследователя нового вертолетного отделения в Fairey Aviation. После войны два сына Типса присоединились к компании. В 1946 году они разработали Tipsy Junior . В 1957 году Типс выпустил свою последнюю модель самолета, Tipsy Nipper, легкий одноместный самолет, который он сравнивал с «Фольксвагеном самолетов».

01.jpg




Tipsy S.2 - его первый самолет. Всего было построено 26 самолетов с двигателями мощностью 26-40 л. с. Имеет классическую, для своего времени, конструкцию: деревянный каркас с металлическими узлами и тканевая или фанерная обшивка. В настоящее время осталось всего два самолета. Второй - в шведском частном музее.

02.jpg


Настоящий коммерческий успех Tipsy пришел с появлением модели Tipsy В. Это был цельнодеревянный двухместный свободнонесущий спортивный моноплан. Курсант и инструктор располагались бок о бок. Самолёт мог выпускаться с закрытой или открытой кабиной. Соответственно, обозначение самолёта во втором случае менялось на Tipsy Вс. Управление было дублированным. Установленный на этот самолёте 60-сильный двигатель Walter Mikron II позволял развивать скорость до 160 км/ч.

03.jpg


Основной задачей при проектировании являлось создание самолёта с высокими лётными качествами, который мог бы использоваться как частными лицами, так и для обучения военных лётчиков. Первый полёт прототип Tipsy В совершил 8 мая 1937 года. Двумя неделями позже самолёт показали британским экспертам. Удача улыбнулась бельгийцам практически мгновенно - уже 5-го июня 1937 года была образована компания Tipsy Light Aircraft Company, которая должна была собирать самолёты Tipsy В по лицензии. Тем не менее, до оккупации Бельгии в мае 1940 года удалось собрать всего 23 самолёта.

04.jpg


В августе 1938 года британский вариант Tipsy B получил сертификат лётной годности, однако на испытаниях выявились проблемы с управляемостью. Для их решения на 18% увеличили площадь руля направления, после чего существенных замечаний к самолёту более не предъявлялось. Модернизированные самолёты были приняты в эксплуатацию под новым обозначением Tipsy Trainer. Всего было собрано 18 самолётов. Последний серийный Tipsy Trainer прошел испытания в 1948 году. К настоящему времени в лётном состоянии поддерживаются пять самолётов.

05.jpg


Belfair был основан на Tipsy B, но имел полностью закрытую кабину. Самолет продемонстрировал великолепные летные характеристики, дважды побив мировой рекорд дальности полета для самолетов своего класса ( класс FAI 1A - до 500 кг). Первый из этих полетов был совершен Альбертом ван Котемом 21 августа 1950 года и покрыл 945 км. Второй, сделанный П. Андерсоном 3 августа 1955 г., почти утроил это до 2635 км. К сожалению, Belfair стала жертвой перенасыщения легких самолетов на рынке после Второй мировой войны. Цена самолета составляла 200 000 бельгийских франков, когда излишки войны Piper Cubs и аналогичные самолеты продавались примерно за 30 000. Вот почему всего было построено семь самолетов

06.jpg


Видимо для улучшения характеристик сваливания за дополнительную плату можно было приобрести вариант со щелевым крылом.

07.jpg

08.jpg

09.jpg


На страницах авиационных журналов 70-х годов фотографии этой "увеличенной авиамодели" можно было увидеть часто. Tipsy Nipper - пилотажным самолетом, который был спроектирован так, чтобы его было легко летать, дешево покупать и обслуживать. Он был разработан как для заводского так и для домашнего строительства из набора или по чертежам. Первый самолет вылетел 12 декабря 1957 года. Самолет строился с 1959 по 1961 годы, было поставилено 59 самолетов и 78 комплектов для сборки. После чего Avions Fairey прекратили производство, чтобы освободить место для сборки F-104G Starfighter для ВВС Бельгии (!). Самолет имеет стальной сварной ферменный фюзеляж и деревянное крыло с тканевой обшивкой. Вес пустого всего 299 кг. Ранние самолеты были оснащены 40-сильным двигателем Stamo Volkswagen с воздушным охлаждением, а более поздние модели использовали двигатели Pollman-Hepu мощностью 40 л.с. или Stark Stamo мощностью 45 л.с. Совсем недавно был установлен двигатель Jabiru 2200 мощностью 85 л.с. В мае 1971 года компания Nipper Aircraft Ltd. прекратила работу и продала лицензию компании Nipper Kits and Components, компании, которая помогает строителям наборов самолетов. В 2000 году около 45 самолетов еще летали, в основном в Великобритании, где по состоянию на 2017 год оставалось 19.

10.jpg

11.jpg

12.jpg

Tags: Авиамузеи, АвиамузейБрюссель, Бельгия
Subscribe

Posts from This Journal “АвиамузейБрюссель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments