khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Category:

Королевский музей армии и военной истории Бельгии: Пионеры воздушного океана...

Безусловно, приоритет управляемого полета совершенного братьями Райт на биплане собственной конструкции с двигателем собственной же конструкции никто не оспаривает. Если бы они не так сильно занимались защитой авторских прав на созданную ими конструкцию, а больше внимания обратили на устранение недостатков и совершенсвование их аэроплана, который вообще определил облик реального самолета, может быть и сейчас летали бы лайнеры с их именем на борту. Тем не менее, именно старушка Европа, в образе "парижского птичника", создала условия для реального развития авиации. Сделав гигантский практический шаг от увлечения богатых энтузиастов к практическому применению полетов, именно они создали современную авиацию. Братья Вуазен и братья Фарман, начав со строительства единичных аэропланов, перешли к серийному производству самолетов, экспорту в другие страны и организацию там лицензионного производства. В Королевском музее армии и военной истории Бельгии есть три, по своему уникальных экспоната: реплика Voisin de Caters №IV, восстановленный первый бельгийский самолет Triplane Battaille и оригинальный серийный Farman MF.11. Данные экземпляры позволяют познакомиться с оригинальной и уникальной одновременно авиационной технологией, которая иногда и сейчас встречается в легкой и ультралегкой авиации.

01.jpg




Реплика Voisin de Caters №IV. В ноябре 1908 года богатый любитель авиации барон Пьер де Катерс совершил первый управляемый полет над Бельгией. Его самолет представлял собой биплан Voisin. Эта реплика была построена во Франции в 1973 году для телевизионного фильма «Les faucheurs de marguerites». Позже части самолета были приобретены и перестроены для более точного представления машины 1908 года де Катерса. Работы были завершены в октябре 2008 года, как раз к столетию первоначального полета самолета.

02.jpg

03.jpg


В конце 1906 года братья Шарль и Габриэль Вуазен основали первую в мире компанию по производству самолетов. Братья преследовали две цели: во-первых, строить аппараты по проектам богатых любителей авиации, которые были причудливыми, сложными и чаще всего неудачными и таким образом заработать капитал для осуществления второй цели: постройки самолетов собственной конструкции. Для привлечения клиентов было даже решено именовать самолеты по имени заказчика, а название фирмы писалось мелким шрифтом ниже. После пары неудачных проектов, в декабре 1906 года, к Вуазенам обратился состоятельный скульптор Leon Delagrange, который впоследствии приобрел у них не один самолет, и заслужил известность как удачный пилот. Delagrange не принимал участия в проектировании заказанных им самолетов, хотя часто модифицировал их.

04.jpg

05.jpg


По условиям заказа 3/4 суммы должно было быть выплачено только после удачного полета. 20 февраля 1907 года Charles Voisin сделал первую попытку полета, самолет немного оторвался от земли, после чего сломался фюзеляж. 16 марта попытка была повторена, но из-за вращающего момента от мотора левое крыло ударилось об землю. После добавления 2-х килограммового груза на правое крыло, 30 марта машина успешно пролетела 60 метров. Voisin-Delagrange I оказался вторым летающим самолетом в Европе после биплана Сантос-Дюмона.

06.jpg

07.jpg


Самолет представлял собой деревянный трехстоечный биплан, между двумя внешними парами стоек на каждом крыле были установлены перегородки. Обшивка односторонняя (только сверху) из льняной ткани, покрытой лаком. На нижнем крыле находилась гондола квадратного сечения с деревянным каркасом, обшитая полотном, усиленная расчалками из рояльной проволоки. В задней части гондолы установлен двигатель с металлическим толкающим винтом, в передней части - руль высоты. В задней части коробчатого стабилизатора устанавливался руль направления. Шасси - четырехколесное, главные опоры под крылом. Поперечное управление в виде элеронов. Все повороты выполнялись с использованием только руля поворота.

08.jpg

09.jpg


Приличную по тем временам сумму Фарман истратил на дальнейшее совершенствование конструкции. 24 марта на доработанной машине он пролетел по кругу 2 километра за 3 минуты 31 секунду. Полет 6 июля продолжался уже 20 минут 20 секунд. В конце мая - начале июня 1908 года Фарман выезжал в бельгийский город Гент, где впервые в Европе поднял в воздух пассажира - одного из главных спонсоров французских авиаторов Ernest Archdeacon. Фарман отстал от братьев Райт всего на три недели, зато получил лучший результат - дальность первого европейского пассажирского полета составила 1241 метр. В конце сентября - начале октября 1908 Фарман выполнил несколько полетов на расстояние от 34 до 42 километров, увеличив время пребывания в воздухе до 44 минут 31 секунды. А 30 октября авиатор впервые в истории совершил перелет из одного города в другой - из Chalons в Reims, расстояние в 27 километров было пройдено за 21 минуту.

10.jpg

11.jpg


Самолет еще неоднократно переделывался. Двигатель Antoinette менялся на Renault и обратно, увеличивался объем бензобака, ставились межкрыльевые перегородки и изменялись в размерах. Кроме того, впечатленный полетами братьев Райт в Европе, он установил на самолет четыре элерона, что позволило выполнять развороты с креном и летать не только в безветренную погоду.

12.jpg

13.jpg


Полеты Фармана и Делагранжа привлекли внимание к самолетам Вуазенов и начался серийный выпуск этих аппаратов. На них ставились двигатели Antionette 50 л.с. или ротативные Gnome 50 л.с., по желанию заказчика могли ставиться и другие двигатели. Было построено по разным источникам от 16 до 75 самолетов под общим названием Standard Voisin. В передней части гондолы нередко устанавливали дополнительное колесо. Эти самолеты вошли в историю как первые в Европе самолеты, пригодные для практического использования. В отличие от самолетов братьев Райт они не имели органов поперечного управления, имели меньшую скорость и с трудом могли поднимать в воздух более одного человека, зато их несомненным преимуществом было отсутствие громоздкой катапульты, что позволило совершать полеты не только над аэродромом, но и совершать перелеты из одного пункта в другой.

14.jpg

15.jpg


Размах крыла - 10,8 м.
Длина самолета – 13,45 м.
Площадь крыла – 42 кв. м.
Масса пустого – 320 кг.
Максимальная взлетная масса – 550 кг.
Максимальная скорость - 60 км/ч


16.jpg


Triplane Battaille - это первый самолет, построенный в Бельгии. Он совершил свой первый полет 16 августа 1911 года. Он был спроектирован и построен Сезаром Баттейлом, а в период с 1911 по 1914 год он совершил несколько полетов самостоятельно или под управлением француза Жана Кассаня. Долго считавшиеся потерянными, части самолета были переданы в дар Национальному музею семьей Баттейл в 1971 году. Затем последовала очень долгая реставрация с использованием оригинального фюзеляжа и хвостового оперения, а также верхнего крыла, которое было обнаружено на заводе Баттейл в 1991 году.
Самолет достаточно классичен и оригинален одновременно. Тянущий винт и двигатель впереди, полноценный фюзеляж с классическим оперением в хвостовой части - это уже классика. А вот трипланная схема крыла с разносом несущих плоскостейи и пирамида шасси, объединенная с пилоном (кабаном, как иногда говорили тогда) - весьма оригинальны.

17.jpg


Проживавшая во Франции чета британцев Фарман вырастила трёх сыновей: Ричарда, Генри (Henry) и Мориса (Maurice). Двое последних, между которыми всегда витал дух соперничества, в зрелом возрасте серьёзно увлеклись спортом, особенно его техническими видами: сначала велосипедным, затем автомобильными гонками, и в конце концов это логично привело их в ряды пионеров авиации.

18.jpg


В 1908 году Генри, живя в Париже он предпочитал именоваться на французский манер – Анри, заказал биплан Voisin. Однако заказанный им самолёт фирма сочла более выгодным продать в Великобританию лорду Муру-Брабазону (Moore-Brabazon), и недовольный энтузиаст решил сам построить самолёт. В Мурмелоне (Mourmelon) Анри Фарман открыл небольшую мастерскую и начал с самолёта, похожего на биплан компании Voisin. Морис Фарман решил не отставать от брата и вскоре также обзавёлся мастерской, расположенной неподалёку - в Мале (Mallet). Данная ситуация продолжалась до 1912 года, когда братья решили объединить усилия и организовали совместную компанию Société Avions Henri et Maurice Farman.

19.jpg


В течение длительного времени их разработки несли на себе отпечаток самолёта Габриэля Вуазена: все они были ферменными бипланами с короткой гондолой, в задней части которой устанавливался двигатель с толкающим винтом. Обозначение самолётов было индивидуальным по именам братьев: в зависимости от авторства машины несли обозначение HF или MF. Это продолжалось довольно долго, но затем возобладала практическая точка зрения, и самолёты компании Farman стали, наконец, обозначаться одной буквой F и соответствующим номером.

20.jpg


MF.11 - это разработка Мориса Фармана, хотя и сохранила схожесть конструкции с моделью MF.7, имела множество улучшений и одно принципиальное отличие: она обходилась без переднего руля высоты. Вместо этого была принята оригинальная конструкция: руль высоты крепился на петлях к одной плоскости стабилизатора, на котором было установлены два киля с рулями направления. Позже это стало классикой. Гондола фюзеляжа крепилась не к нижнему крылу, а между крыльев. Без консольных балок - лыж, на которых крепился передний руль высоты самолета MF.7, новая модель Farman MF.11 выглядела более изящным аэропланом. Однако этот самолет имел выступавшие вперед тормозные башмаки главных стоек шасси, которые предназначались для уменьшения опасности капотирования на грубых посадочных полосах. Благодаря им он и получил прозвище "Shorthorn" (короткорог).

21.jpg


Самолеты M.F.11 выпускались с колесным и поплавковым шасси и использовались для бомбардировок, разведки и в качестве учебно-тренировочных. Самолет строился многими производителями по лицензии. Например, авиация ВМС Великобритании получила около 90 самолетов M.F.11, и многие из них, способные переносить несколько легких бомб на подкрыльных подвесках, использовались для бомбардировок. Силами самолетов Shorthorn 21 декабря 1914 г. была совершена атака на позиции немецкой артиллерии около Остенда. Это был первый боевой ночной вылет во время Первой мировой войны.

22.jpg


Farman M.F.11 представляет собою многостоечный биплан ферменной конструкции с толкающей двигательной установкой. Балки хвостовой фермы, контур хвостового оперения, стойки бипланной коробки и концевые диагональные подкосы выполнялись из тонкостенных тянутых стальных труб. Стойкам с помощью деревянных накладок придавался обтекаемый каплеобразный профиль. Каркас крыла - деревянный. Задняя кромка всех поверхностей тросовая, исключая центральные зоны крыльев между поясами фермы. Обшивка крыла полотняная, примотка полотна к нервюрам заклеена тканевыми лентами.

23.jpg


Гондола фюзеляжа деревянная. На различных модификациях варьировались и расположение места пилота - спереди или сзади. Соответственно монтировалась и труба с внешними рычагами привода тросов управления рулями высоты.

24.jpg


Обычно он оборудовался двигателями Renault мощностью 70 или 100 л. с. Воздушный винт - деревянный, переклеенный из пластин, типа "интеграл". Концы лопастей, как правило, оковывались латунью.

25.jpg


Размах крыла – 16,15 м.
Длина – 9,5 м.
Высота – 3,9 м.
Площадь крыла - 57 кв. м.
Масса пустого самолета 550 кг.
Взлетный вес – 840 кг.

26.jpg


Максимальная скорость - 100 км/ч
Крейсерская скорость - 76 км/ч
Продолжительность полета – 3 ч. 45 мин.
Скороподъемность – 82 м/мин
Практический потолок – 3800 м.
Вооружение: один 7.7-мм пулемет, до 18 бомб массой 7,3 кг на подкрыльных подвесках

27.jpg

Tags: Авиамузеи, АвиамузейБрюссель, Бельгия
Subscribe

Posts from This Journal “АвиамузейБрюссель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments