khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Categories:

Музей авиации Литвы: внутренняя экспозиция

Единственный авиационный музей в Литовской Республики находится в Каунасе, на территории аэродрома имени Дарюса и Гиренаса. Построенный Германией в 1915 году, аэродром находится в трех километрах южнее центра города, в Алексотасе. До того, как в 1988 году в Каунасе появился новый аэропорт, который впоследствии стал Международным аэропортом Каунаса, сюда прилетали аэрофлотовские Як-40 и Ан-24 из разных городов СССР. В здании пассажирского терминала и расположен сейчас Музей авиации Литвы. Предшественник музея - общественный музей спортивной авиации – создавался усилиями литовских авиаторов с 1971 года и первых посетителей принял в 1983 году. Музей был основан 19 февраля 1990 года указом Министерства культуры Литвы и до 1 февраля 1995 года назывался музеем техники Литвы.

01.jpg




Коллекция музея насчитывает около 20 000 экспонатов (в том числе более 40 самолетов), площадь экспозиции – 4700 квадратных метров, крупногабаритные самолеты и вертолёты расположены на открытой площадке. Специализированная библиотека музея насчитывает около 19 000 публикаций авиационной тематики.

02.jpg


Среди линейки интересных самолетов, вертолетов, планеров и автожиров, представленных в этом небольшом, но самобытном авиационном музее, главным экспонатом, несомненно является этот оранжевый самолет, имеющий собствененое имя "Lituanica". Реплика (летающая полноразмерная копия) самолета Bellanca CH-300 Pacemaker, на котором летчики Дарюс и Гиренас пытались установить рекорд дальности полета в своем трагическом трансатлантическом перелете. Самолет был построен в 1983 году для съемок фильма "Полет через Атлантику". Но это отдельная история, для отдельной публикации...

03.jpg


Летом 2017 года, по окончании эксплуатации, почётное место в экспозиции музея занял PIPER PA-28-140 "Cherokee", на котором литовские лётчики Э. Слушнис и И. Юкнюс  отметили 60-ю годовщину перелёта Дарюса и Гиренаса на "Lituanica". Их самолет стартовал 15 июля 1993 года из муниципального аэропорта Лансинг, расположенного на южной окраине Чикаго, далее были посадки в Гуз Бэй на Ньюфаунленде, Нарсарсуак в Гренландии, в столице Исландии Рейкявике и Бергене, Норвегия. 19 июля самолет приземлился в Каунасе. Данная модификация самая младшая в линейке популярных цельнометаллических низкопланов с неубирающимся шасси, которые производятся начиная с 1960 года до сих пор и представляет собой двухместный самолет с двигателем мощностью 150 л. с.

04.jpg

05.jpg

06.jpg

07.jpg

08.jpg


Вертолет Ка-26. Выпущен в Улан-Удэ в 1972 году. С 1993 года по 2003 летал в подразделениях Государственной пограничной службы Литовской республики. С 2004 года - в музее. Впервые взлетевший в 1965 году, он весьма уникален по ряду конструктивно-компоновочных решений. Во-первых, это - соосная схема - визитная карточка камовского КБ. Во-вторых, конструкция фюзеляжа со сменными модулями грузового отсека. Здесь может быть: пассажирский салон, грузовая бортовая платформа по типу автомобильной, баки и распылители для авиационно-химических работ или лебедка. При чем бригада из 3 человек за 2 часа способна переоборудовать вертолёт из одного варианта в другой. За шестнадцать лет, до 1985 года, было выпущено 816 вертолетов. Правильно выбранная размерность и оригинальная конструкция, заложенная в Ка-26, продлевают ему жизнь в новых модификациях: Ка-126 и Ка-226, которые высоко ценятся и за рубежом.

09.jpg

10.jpg

11.jpg


Летающая модель-копия самолета ANBO-51, изготовленная в масштабе 1:4, весит 13, кг и оснащена модельным звездообразным 4-х тактным двигателем объемом 77 куб. см и мощностью 4,8 л. с. Литовский учебно-тренировочный самолёт создан Антанасом Густайтисом в качестве замены немецких машин в связи с нехваткой самолётов для обучения литовских пилотов. Первый полёт опытного экземпляра состоялся 19 мая 1931 года. На нём был установлен двигатель Walter Vega I, который на серийных самолётах был заменён на Walter Venus или Armstrong Siddeley Genet Major. Всего было выпущено четыре серийных экземпляра. В 1936 году самолёт прошёл модернизацию: двигатель заменён на более мощную модель Armstrong Siddeley Genet Major IV. Модернизированных самолётов построено 10 штук, они получили обозначение ANBO-51. На вооружении авиаотряда 29-го стрелкового корпуса РККА было 5 самолётов.

12.jpg

13.jpg


Музей отличается богатой планерной экспозицией, ведь Литва была центром разработки планеров в СССР.

14.jpg


LAK-12E Lietuva - опытная модель планера, цель которой была исследования в полете работоспособности крыла с предельными величинами размаха. Три экзкмпляра построено в 1988 году на ЭЗСА (Экспериментальный Завод Спортивной Авиации) в городе Пренае. Является модификацией серийного планера LAK-12, который выпускался серийно с 1979 года. Конструктор модификации Й. Банкаускас. Главным отличием от серийного аппарата являлось крыло большего размах - 25,6 м (против 20,42 у оригинала) с удлинением 38,4, профиль крыла Eppler E662. Впервые в воздух планер был поднят В. Сабяцкисом 7 июня 1988 года.

15.jpg


Планер BrO-20 „Pūkelis“ был построен Бронюсом Ошкинисом в Паланге в 1977 году. Pūkelis переводится как "пушинка", что весьма характерно говорит о его весовых характеристиках. В конструктивном облике данного планера хочу отметить три момента, характерные для почерка конструктора и времени вцелом. Первое: двухщелевое крыло, позволяющее увеличить коэффициент подъемной силы и, как следствие, уменьшить скорось взлета и тягу, необходимую для этого. Второе: применение в конструкции кабины так называемой дельтапланерной технологии (дюралевые трубы). И третье: новая интегральная конструкция хвостовой балки, которая стала характерной в последних конструкциях талантливого инженера.

17.jpg


BrO-21 Vyturys - стеклопластиковый планер с двухщелевым крылом для ЮПШ Бронюса Ошкиниса. Опытный образец был построен в 1980 году в Куйбышеве с помощью инженеров авиационного завода и студентов авиационного института. Второй экземпляр был построен в Паланге. Каждое крыло состоит из двух плоскостей и двух элеронов. Плоскости установлены с перекрытием 70 мм и образуют щель 40 мм, угол установки между плоскостями 7 градусов. Флапероны установлены  с перекрытием 40 мм, зазором 25 мм и углом 9 градусов. Профиль крыльевых плоскостей GA(W)-1. Плоскости имеют отрицательную крутку 2 градуса и V-образность - 1,5. Хорда плоскостей крыльев 600 мм, элеронов - 320. Площадь крыла 10,5 м². Вес каждого крыла - 8 кг, элерона - 4. Вес пустого - 84, допустимый вес пилота - 76 кг. Аэродинамическое качество - 12, Диапазон скоростей: 35 - 10 км/ч.

16.jpg


ЛАК-5 "Нямунас" - опытный двухместный стеклопластиковый мотопланер рядной компоновки конструкции К. К. Юочаса. Впервые был поднят в воздух 6 августа 1982 года С. Сабяцкисом. В качестве силовой установке, убираемой в фюзеляж за лонжеронами крыла использован шестицилиндровый двухтактный двигатель LAK-M1 конструкции В. Лапенаса, мощностью 65 л. с.

18.jpg

19.jpg

20.jpg


На стене портрет Римантаса Станкявичюса - заслуженного лётчика-испытателя СССР, подполковника, космонавта-испытателя ЛИИ им. М. М. Громова. В качестве пилота участвовал в программе «Буран». Погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе самолёта Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареде (Италия).

21.jpg


Среди самолетов и вертолетов также есть авиационные двигатели, агрегаты и узлы.

22.jpg


Перейдем к экспозиции второго этажа.

23.jpg


Двигатели ГТД-350 силовой установки вертолета Ми-2.

24.jpg


Ми-2Т - транспортная модификация вертолёта. Была разработана польской фирмой «PZL Świdnik» и является базовым транспортным вертолётом, предназначенным для перевозки восьми человек или груза. В центральной части фюзеляжа размещены спинками друг к другу два трёхместных дивана. Ещё один пассажир может разместиться рядом с лётчиком, а другой — с правой стороны грузовой кабины (напротив двери). Вертолёт может нести груз массой до 700 кг в грузовом отсеке или до 800 кг на внешней подвеске.

25.jpg

26.jpg


PZL TS-11 Iskra — польский двухместный реактивный учебно-тренировочный самолёт. Был первым реактивным самолётом, разработанным в Польше. Работа по разработке данного самолёта началась в 1957 г., первый прототип поднялся в воздух 5 февраля 1960 года. Главный конструктор Тадеуш Солтык. Серийно производился до 1987 года (построено 424 самолёта). 50 самолётов было экспортировано в Индию в 1975 г., а затем ещё 26 в 1990 году.

27.jpg

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg


Grunau Baby IIb - модификация одного из самых распространенных в мире планеров. Их собрано более 6000 в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Польше, Норвегии, Чехословакии, Румынии, Южной Африки, Австралии, Китае, Канаде, Аргентине, США. Edmund Schneider разработал конструкцию своего Grunau в 1931 году.

32.jpg


В экспозиции музея несколько дельтапланов. Характерной особенностью этой модели является отсутствие поперечины. Она является, с одной стороны, самым нагруженным элементом конструкции дельтаплана, работающим на сжатие, а с другой стороны, в классическом варианте конструкции аппарата, расположена прямо поперек воздушного потока, создавая большое аэродинамическое сопротивление. Конструкторы постоянно пытались решать эти две проблемы. Один из вариантов - дельтаплан без поперечины: ее заменили расчалками, идущими от боковых узлов к килевой трубе, продленной вперед от носового узла.

33.jpg


Большее распространение в настоящее время имеет схема с, так называемой, "плавающей" поперечиной, спрятанной в карман обшивки крыла.

34.jpg


35.jpg


36.jpg


БрОК-1М "Гарнис" - композитный планер конструкции Бронюса Ошкиниса и Чеслава Кишонаса. Он взлетел в 1981 г. Планер имеет ряд оригинальных конструкторских решений. Так пилот расположен полулежа, что обеспечивает комфорт и снижает площадь миделя всего аппарата. На планере применен аэродинамический профиль GA(W)-1, разработанный американским аэродинамиком Уиткомбом, являющийся, по своей сути, адаптацией суперкритического профиля крыла, эффективного для околозвуковых скоростей, для малых скоростей полета. Данный профиль получил большое распростаранение, в частности он применен на самолете Cri-Cri французского конструктора Мишеля Коломбана и на разработке ОСКБЭС МАИ МАИ-411. Далее, планер изготовлен из композиционных материалов, при этом имеет весьма оригинальные "композитные" решения, например намотанные нервюры ферменной конструкции. В качестве обшивки залонжеронной части крыла, флаперонов и оперения применена лавсановая пленка, хорошо знакомая авиамоделистам. С таким набором новшеств, данный аппарат уместен в любом музее техники и технологии.

37.jpg


38.jpg


39.jpg


40.jpg


Як-18А - "летающая парта" всего Советского Союза.

41.jpg


Аэродинамическая схема "утка" с давних пор привлекает внимание конструкторов самолетов. Разработкой "уток" занимались и профессиональные конструкторы и любители во многих странах. В частности, в СССР - литовский конструктор планеров Ромуальдас Бекшта. В 1974 г. Р. Бекшта построил самолет РБ-15. Переднее крыло этого самолета выполнено цельноповоротным для обеспечения управления по тангажу. На концах прямого крыла были установлены кили-шайбы. Конструкция основного и переднего однолонжеронных крыльев - деревянная, обшивка - полотняная. Фюзеляж РБ-15 - ферменный, из стальных труб, обшитый деревом и полотном. На самолете устанавливался двухтактный двухцилиндровый двигатель конструкции Б. Белошапкина. Его мощность - 25 л.с. при 3500 об/мин. После первого полета Р. Бекшта заменил велосипедное шасси планерного типа на обычное трехколесное с самоориентирующейся передней стойкой. Вместо килей-шайб в хвостовой части фюзеляжа установил один киль. После этих изменений воздушный винт оказался в "щели" между килем и рулем направления. Так родился практически новый самолет довольно оригинальной схемы. На этом варианте машины, получившей название РБ-17, в начале 80-х годов было выполнено несколько успешных коротких полетов. Они показали, что самолет обладает хорошей устойчивостью и управляемостью. Скорость РБ-17 - до 110 км/ч, посадочная - 60 км/ч. Общая несущая площадь крыльев - 10,5 кв. м. (2 и 8,5), полетный вес - 320 кг, вес пустого - 205 кг.

42.jpg


Буксируемый автожир (виропланер) АК-3 конструкции Альгидраса Ковалиунаса был построен и испытывался в 1980 году, имеет вес пустого всего 25 кг.

43.jpg


БрО-18, но о нем будет отдельно...

44.jpg


Легкий планер-паритель БрО-12. Первый опытный образец этого планера построен коллективом Каунасской планерной станции ДОСААФ в 1957 году, выпускался серийно: построено 120 экземпляров. Вес пустого 137 кг, аэродинамическое качество - 20, при размахе крыла 12 м, крейсерская скорость 60 км/ч, минимальная - 45.

45.jpg


Популярность в СССР планера первоначального обучения БрО-11М не давало спокойствия пытливым инженерным умам, которые переделывали его в мотопланер и даже самолет. Один их таких примеров - конструкция братьев Вайнейкисов. Мотопланер был построен в 1973 году с применением двух самодельных двигателей мощностью по 7 л. с. Максимальная скорость - 110 км/ч, крейсерская -80 при взлетном весе 247 кг и весе пустого - 137.

46.jpg


Пример конструкции ультралегкого самолета с открытым фюзеляжем балочной клепанной конструкции группы литовских любителей. Был построен в 1990 году и успешно летал до 1997 года.

47.jpg


3-й зал музея самый маленький и имеет плотное расположение экспонатов.

ЛАК-11 "Нида" - опытный экземпляр одноместного спортивного планера 15-метрового класса (ведущий конструктор И. Банкаускас). Построен в 1982 г. и выпущен головной серией в четырех экземплярах в 1985 году. Впервые ЛАК-11 "Нида" был поднят в воздух С. Науялисом 6 июля 1982 года. По схеме - свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла большого удлинения и Т-образным оперением. Ламинарный профиль крыла Вортмана Х67-К-170/150. Механизация крыла состоит из закрылков и интерцепторов. Конструкция планера целиком пластиковая с применением стекловолокна в качестве основного армирующего материала.Фюзеляж - в основном типа монокок, с трехслойной обшивкой.

48.jpg


Самый распространенный планер конструкции Бронюса Ошкиниса БрО-11М "Зиле" или "Синица", или "брошка". Благодаря удачной и простой конструкции, а также публикациям в журнале "Моделист-Конструктор" более двух тычяч планеров было построено силами завода ДОСААФ в Симферополе, а также планерных кружков.

49.jpg


Пилотажник №1 середины семидесятых Як-50. В экспозиции один из первых серийных самолетов. Пробраться к нему в тесном зале музея было нелегко. Зато каким подарком было появление на МАКСе тройки "полтинников" каунасского аэроклуба, но это точно отдельная история...

А в глубине установлен Ва-1 — одноместный, одновинтовой вертолет. Построен инженером-механиком Ю. Валунасом в 1984 году в Пренае. Работа над ним продолжалась 5 лет. Практически все агрегаты, детали и узлы для вертолета, включая редукторы, трансмиссию и двигатель — сделал сам конструктор. Несущий и рулевой винты — двухлопастные. Профиль несущих лопастей NACA-230. Двигатель мощностью 50 л.с. — двухтактный, четырехцилиндровый, оппозитный с принудительным воздушным охлаждением. Двигатель был оснащен резонансными трубами на каждый цилиндр и вентилятором. Вес пустого - 175 кг, взлетный - 280. Диаметр несущего винта - 5,32 м, хвостового - 1. Скорость - 80 км/ч.

50.jpg


А теперь нам пора выйти и осмотреть наружную экспозицию...
Tags: Бронюс_Ошкинис, Литва, Музей_авиации_Литвы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Армия-2020: Ан-2

    Этот самолет, впервые полетевший 73 года назад, пожалуй является самым долгоживущим в российском небе и до сиз пор состоит в составе…

  • Армия-2020: самолеты наземной экспозиции в Кубинке

    Наземная экспозиция авиационного кластера Международного форума "Армия-2020" на аэродроме Кубинка пожалуй мало отличается от последнего…

  • Наш "Москвич-401"...

    Я могу сказать НАШ весьма условно, ведь меня еще не было. Это осень 1961 года и этот "Москвич-401" был ПЕРВЫМ автомобилем в нашей семье.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments