khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Categories:

Музей 10-го авиационного крыла. Энгельхольм, Швеция: экспозиция музея

Экспозиция музея представляет собой всего девять летательных аппаратов и расположена она в одном зале, который, по совместительству, является ангаром. В музее представлена техника, которая была или есть на вооружении шведских ВВС. Хочу отметить, что местные ВВС весьма самобытны и их путь развития стоит в стороне от мировой авиационной истории: политика нейтралитета во время Второй Мировой войны, а также "шведская модель" экономического чуда оставила свой отпечаток. Так или иначе, шведские ВВС всю историю своего развития, хоть и не на сто процентов, но, в основном, расчитываю на силы собственной авиационной промышленности. Вот и в этом музее из девяти летательных аппаратов шесть местного производства. Вот почему знакомство с музеем будет, в большей стемени, знакомством с шведской авиационной промышленностью...

01.jpg



Этот снимок я сделал уже после выхода. Было очень интересно заметить, что интерес к музею есть, парковка была практически занята!

02.jpg


Покупаем билет, проходим мимо традиционного для музеев сувенирного магазинчика и заходим в зал...

03.jpg


Экспонаты на земле и в воздухе, отдельно стоят двигатели и авиационное оборудование, скафандры и манекены.

04.jpg


Первым нас встречает Saab 91 Safir («Сапфир») — трёх-четырёхместный учебный самолёт, производимый в Линчёпинге, шведсукой фирмой Saab AB и компанией De Schelde в Дордрехте, Голландия. Самолёт был разработан Андерсом Андерссоном, который до этого работал в компании Bücker, где сконструировал деревянный самолёт Bücker Bü 181 «Bestmann». Safir унаследовал многие идеи из конструкции аппарата «Bestmann». Свой первый полёт новый самолёт совершил 20 ноября 1945 года. На самолет устанавливались различные двигатели: de Havilland Gipsy Major 2c мощностью в 125 л. с. или Gipsy Major 10 двигателем мощностью в 145 л. с., модели 91B, B-2 и C имеют шестицилиндровый двигатель мощностью в 190 л. с. Модель 91D оснащёна четырёхцилиндровым мотором Lycoming O-360-A1A мощностью в 180 л. с.

05.jpg


Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета Saab-91D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91D), Норвегии (25 Saab-91B-2) и Туниса. Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить государственную летную школу Дании, а также компании "Air France" и "Lufthansa". Весьма интересное применение нашлось для прототипа Safir после того, как на нем установили стреловидное крыло: он использовался в качестве летной лаборатории в рамках программ Saab 29 Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).

06.jpg


В 1956 году выпуском модификации Saab-91D занялась собственно компания "Saab". Кроме постройки самолетов Saab-91B голландская компания "De Schelde" также собрала 11 четырехместных Saab-91C. Серийный выпуск самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам в 20 странах.

07.jpg

08.jpg

09.jpg


Далее мы встречаем SK-61 Buldog. Scottish Aviation Bulldog – британский учебно-тренировочный самолет, первоначально разработанный фирмой Beagle как модель B.125 Bulldog. Прототип вылетел 19 мая 1969 года. Первый заказ на 78 самолетов поступил как раз от шведских ВВС. До начала производства компания-разработчик прекратила существование и передала права на проект и его производство Scottish Aviation. Все последующие самолеты были построены Scottish Aviation, а затем - British Aerospace. Первые 58 самолетов (SK 61A и SK 61B) были доставлены в ВВС Швеции в 1971 году. Еще двадцать самолетов были доставлены в шведскую армию как FPL 61C в 1972 году. К 2001 году все шведские самолеты были сняты с вооружения, 26 из них были проданы в Венгрию в 2004 году.

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg


Телефонное и радиосвязное оборудование, без которого невозможно развитие авиации, сосредоточено на отдельном стенде.

14.jpg


На кабину Грипен можно взглянуть со стремянки. Слева - второй английский реактивный двигатель - de Havilland Goblin, который устанавливался на de Havilland Vampire и его модификации.

15.jpg


Хвостом к хвосту: Грипен и Вигген.

16.jpg


Как и положено современному музею: симуляторы

17.jpg


Аварийно-спасательное оборудование также представлено в виде отдельного стенда.

18.jpg

19.jpg


Кабину дракена можно не только изучить со всех сторон, но и посидеть в ней. Обычно принято в авиационных музеях делать так называемые Open Cocpit Day, когда посетителям, в определенные дни, предлагается посидеть в кабинах самолетов и вертолетов.

20.jpg


Обходим под носовой частью Вигген...

21.jpg

22.jpg


...мимо красавца Грипена.

23.jpg


И опять симулятор...

24.jpg


Saab 105 - учебно-тренировочный самолёт, разработанный в начале 1960-х по заказу ВВС Швеции. Принят на вооружение под индексом Sk.60 в 1967 году, заменив де-Хевиленд Вампир. Примечательно, что изначально это был частный проект самолета, который предлагался в нескольких вариантах. Двухместный учебно-тренировочный был рассчитан на ВВС. Также для ВВС были варианты разведчика с необходимым оборудованием в носовой части и легкого штурмовика. Пожалуй самым интересным в этой линейке был пятиместный бизнес-джет. Возможно он был слишком революционным и поэтому не нашел заказчиков. Всего построено 150 самолётов для ВВС Швеции и ещё 40 экспортировано в Австрию. Самолеты неоднократно модернизировались и обновлялись под современные требования и летают до сих пор.

25.jpg

26.jpg

27.jpg

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg


Обходим Дракен...

35.jpg

36.jpg


Аварийно-спасательный вертолет лицензионного производства.

37.jpg


Здесь можно изучать конструкцию силовой установки вертолета.

38.jpg


А если по трапу залезть в кабину, то можно изучать и систему управления, проходящую под полом вертолета.

39.jpg


Вдоль стены практически везде установлена аэродромная техника.

40.jpg

41.jpg


Saab 29 Tunnan ("летающая бочка") — второй шведский реактивный истребитель. Совершил первый полёт 1 сентября 1948 года. Серийно производился в 1950—1956 годах (построена 661 машина). Состоял на вооружении ВВС Швеции с 1950 года, эксплуатация истребительных модификаций завершена в 1965 году, других — несколько позже. «Туннан» использовался во время миротворческой операции ООН в Конго в начале 1960-х годов и остаётся единственным шведским реактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях. Поставлялся на экспорт в Австрию.

42.jpg

43.jpg


В 1946 году ВВС Швеции приобрели свою первую партию из 70 de Havilland Vampire FB 1, которые стали первыми реактивными истребителями, заменившими поршневые SAAB 21 и J 22. В шведских ВВС самолет получил получил обозначение J 28A. Успешная эксплуатация данной модели привела к тому, что в 1949 году было закуплено 310 более современных модификаций FB.50, получивших обозначение J 28B. Последний из них был доставлен в 1952 году, после чего все истребители с поршневым двигателем были выведены из эксплуатации. Для обучения и переподготовки были приобретено 57 двухместных модификаций DH 115, в обозначении шведских ВВС - J 28C. В 1956 году de Havilland Vampire были заменены на отечественную разработку J 29 ( SAAB Tunnan ) и J 34 ( Hawker Hunter ). Учебно-тренировочный вариант был снят с эксплуатации в 1968 году.

44.jpg

45.jpg

46.jpg

47.jpg

48.jpg


Замыкая круг по залу-ангару музея, мы подходим к очень интересному экспонату. Здесь, на огороженной площадке проходят восстановительные работы по оригинальному шведскому истребителю периода Второй Мировой войны J 22. Не знаю, как насчет полетов, но передвигаться по летному полю он будет самостоятельно. Весьма интересна и поучительна история его создания...

50.jpg

В октябре 1940 г. правительство США наложило экспортное эмбарго на вывоз 292 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, заказанных шведскими властями. Шведские Военно-воздушные силы в ответ приняли программу постройки одноместного истребителя, полагаясь на отечественную промышленность и таланты. Коллектив проектировщиков возглавил Bo Lundberg, и была образована Flygförvaltningens Verkstad Stockholm (FFVS). Во главу угла ставилась простота изготовления истребителя. Оснащенный шведским лицензионным звездообразным двигателем Pratt & Whitney Twin Wasp, самолет FFVS J 22 был свободнонесущим монопланом со средним расположением крыла и имел смешанную деревянно-металлическую конструкцию. Основные опоры шасси убирались в фюзеляж, хвостовое колесо также полностью убиралось.
Первый из двух опытных самолетов J 22 поднялся в воздух 21 сентября 1942 г. из аэропорта Бромма, где была организована сборка. Начиная с октября 1943 г. было поставлено 198 серийных истребителей. Последний экземпляр был получен в апреле 1946 г. Строилось два варианта самолета J 22. Они отличались только вооружением: J 22A имел два 7,9-мм и два 13,2-мм пулемета, а J 22B - четыре 13,2-мм пулемета. Последний самолет J 22 был выведен из состава ВВС в 1952 году.

49.jpg

Подводя краткий итог, хотел бы отметить, что наряду шведской моделью экономики, оказывается есть еще и шведская модель развития авиации, в большей степени, военной. О шведской модели развития региональной авиации я рассказывал в своих впечатления о перелете на SAAB-340. А в продолжении данной публикации я хочу поднобно остановиться на трех боевых самолетах ВВС Швеции: Дракен, Вигген и Грипен.

Tags: flygmuseum, Авиамузеи, Скандинавия, Швеция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments