khmelikvictor (khmelikvictor) wrote,
khmelikvictor
khmelikvictor

Categories:

Музей ВВС Шри-Ланки. Летающая легенда: De Havilland DH-82A Tiger Moth

Публикацию о классическом учебном самолете De Havilland DH-82A Tiger Moth я оставил на последок. Причина проста: самолет летающий: ему 78 лет! Самолет был построен в 1940 году по лицензии в британском Оксфорде. До 1949 года летал в аэроклубе Коломбо, а затем до 1960 года в Летной Академии Цейлона. В 1988 году был восстановлен до летного состояния и впервые полетел после этого 18 сентября. В настоящее время летает во время проведения авиационных праздников.
De Havilland DH.82А Tiger Moth - классический учебно-тренировочный биплан, разработанный Джефри де Хевилендом в 30-х годах. В период с 1931 года по 1944-й было построено 8868 самолетов. Модификация De Havilland DH.82А Tiger Moth отличается более мощным (на 10 л.с.) двигателем de Havilland Gipsy Major, 130 л.с.

01.jpg



Основой нового самолета послужил D.H.60T Moth Trainer, усиленный для большего взлетного веса. Он мог переносить под фюзеляжем четыре тренировочные бомбы массой 9 кг, фоторужье или разведывательные фотокамеры. Для обеспечения удобства входа-выхода из передней кабины и аварийного покидания стойки центроплана бипланной коробки сдвинули вперед. Для компенсации смещения центра масс в результате выноса крыльев основному крылу была придана небольшая стреловидность. На самолете устанавливался перевернутый рядный двигатель de Havilland Gipsy III мощностью 120 л.с., а его капот со скошенными обводами обеспечивал улучшенный обзор из кабины. Было построено восемь предсерийных самолетов, по-прежнему имевших обозначение D.H.60Т, но получивших имя Tiger Moth.

02.jpg


О летном состоянии самолета свидетельствует подднон под двигателем: масло стекает со стенок перевернутых цилиндров.

03.jpg


За предсерийными последовала машина с увеличенным поперечным V и стреловидностью нижнего крыла. Этот самолет, получивший обозначение de Havilland D.H.82 Tiger Moth, впервые поднялся в воздух 26 октября 1931 г. Последовал заказ на 35 самолетов, а первые поставки были осуществлены в ноябре 1931г. Аналогичные самолеты поступили в распоряжение ВВС Бразилии, Дании, Персии, Португалии и Швеции.

04.jpg


Компания de Havilland затем разработала улучшенную версию этой машины с двигателем Gipsy Major мощностью 130 л.с. и обшивкой из клееной фанеры вместо полотна в задней части фюзеляжа. Она получила обозначение D.H.82A, а имя Tiger Moth II - от Королевских ВВС, которые заказали 50 самолетов. На этих самолетах над задней кабиной устанавливались колпаки для обучения "слепым" полетам.

05.jpg


В предвоенные годы лицензионное производство самолетов Tiger Moth осуществлялось в Норвегии, Португалии и Швеции, а также компанией de Havilland Aircraft в Канаде. Позднее эта компания построила 1520 машин зимней версии под обозначением D.H.82C, оснащенных двигателем Gipsy Major мощностью 145 л.с., с измененным капотом, со скользящим фонарем и подогревом кабины, колесными тормозами и хвостовым колесом вместо тормозного костыля на стандартных версиях. На некоторых машинах, когда стала ощущаться нехватка двигателей Gipsy Major, устанавливался двигатель Menasco Pirate. Партия из 200 самолетов D.H.82C была заказана для ВВС Армии США под обозначением PT-24.

06.jpg


Открытая проводка от приемника воздушного давления.

07.jpg


После начала войны гражданские самолеты стали привлекаться в качестве связных и учебно-тренировочных в Королевские ВВС; стали поступать более крупные заказы. Еще 795 самолетов были построены в Хэтфилде, была пущена в действие линия на производственных площадях компании Morris Motors Ltd в Коули, где было построено около 3500 самолетов. В Новой Зеландии компания de Havilland Aircraft построила еще 345 самолетов, а австралийская компания de Havilland Aircraft Ptay произвела 1085 самолетов. Tiger Moth в составе эскадрильи самолетов связи успешно действовали в 1939-1940 гг. во Франции. Поскольку существовала угроза немецкого вторжения, на самолете были спроектированы специальные стойки для перевозки восьми бомб массой 9 кг, которые устанавливались под крыльями. Несколько ранее, в декабре 1939г., были сформированы шесть береговых патрульных эскадрилий, пять из которых оснастили самолетами Tiger Moth.

08.jpg


На Дальнем Востоке небольшое количество самолетов Tiger Moth было переделано для использования в качестве санитарных. У них увеличили крышку багажного отсека, та, вращаясь на петлях, преобразовывалась в настил длиной около 1,83 м, на котором мог поместиться один раненый. Однако наибольший вклад в военное время самолеты Tiger Moth внесли в качестве учебно-тренировочных. Самолетами этого типа были укомплектованы примерно 28 летных школ Великобритании, 25 школ в Канаде (плюс четыре радиошколы), 12 - в Австралии, четыре в Родезии (плюс летная школа инструкторов), семь в Южной Африке и две в Индии.

09.jpg


После войны 22 резервные летные школы и 18 университетских воздушных эскадрилий летали на самолетах Tiger Moth, однако в период между 1950г. и 1953г. большинство из них были переоснащены самолетами de Havilland Chipmunk. Необходимо также упомянуть о радиоуправляемом самолете-мишени D.H.82B Queen Bee, который, по существу, являлся вариантом самолета Tiger Moth c деревянной силовой конструкцией. Он имел фюзеляж самолета Moth Major, крылья самолета Tiger Moth, двигатель Gipsy Major, генератор электроэнергии, приводимый в движение воздухом, и топливный бак с увеличенным объемом. Прототип совершил пилотируемый полет 5 января 1935г.; впоследствии было выпущено 380 таких самолетов.

10.jpg


Всего к концу войны было построено более 8000 самолетов Tiger Moth. Многие из них Королевские ВВС перевели для гражданского и военного использования в Бельгию, Францию и Нидерланды; кроме того, в самой Великобритании и других странах в больших количествах эта машина стала доступна на гражданском рынке. Кроме использования в качестве тренировочных, спортивных, часть из них плодотворно трудилась в сельскохозяйственной авиации, что было особенно важно для Новой Зеландии. Многие самолеты подвергались переделкам, как правило, в плане создания закрытых кабин. Наиболее претенциозным был самолет, разработанный британской компанией Jackaroo Aircraft Ltd, с использованием более широкого фюзеляжа, вмещавшего четырех пассажиров, располагавшихся попарно бок о бок. Девятнадцать таких самолетов с обозначением Thruxton Jackaroo компания построила в период 1957-59гг. - как с открытой, так и с закрытой кабиной. Когда-то сказали, что буквы D.H. обозначают "долговечный" (Durable) и "эффективный" (Hefficient), и это особенно справедливо по отношению к самолетам Tiger Moth. В начале 90-х гг. немало самолетов продолжало использоваться по всему миру; такое долголетие трудно не оценить по достоинству, и, вероятно, они еще в течение многих лет будут продолжать приносить удовольствие своим владельцам.

11.jpg


Самолет имеет складные крылья. Складываются они по полету относительно вертикальной оси, проходящей через стыковые узлы заднего лонжерона. Вот почему на нижнем крыле такой мощный литой узел.

12.jpg

13.jpg


Передняя кабина.

14.jpg

15.jpg

16.jpg

17.jpg

18.jpg

19.jpg

20.jpg


Как и на нашем По-2, проводка управления наружная.

21.jpg


Как и положено "мотыльку", оперение имее соответствующую форму. Также заметны весьма характерные наплывы горизонтального оперения.

22.jpg

23.jpg

24.jpg

25.jpg


Задняя кабина.

26.jpg

27.jpg

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg

32.jpg


Длина - 7,34 м
Размах крыла - 8,94 м
Высота - 2,68 м
Площадь крыла - 22,2 м²
Вес пустого - 506 кг
Взлетный вес - 828 кг
Максимальная скорость - 175 км/ч
Крейсерская скорость - 109 км/ч
Дальность -  486 км
Потолок - 4145 м
Скороподъемность - 205 м/мин

33.jpg


Вот такой вот, настоящий и летающий "мотылек" - настоящая "звезда" музея!

34.jpg

Tags: de havilland canada, Авиамузеи, Музей_ВВС_Шри-Ланки, Шри-Ланка
Subscribe

Posts from This Journal “Музей_ВВС_Шри-Ланки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments