Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
Музей ВВС Шри-Ланки: израильский "львенок" Kfir С.7
Пасхи
khmelikvictor
Впервые увидел изображение этого истребителя в журнале "Зарубежное военное обозрение: что-то он мне напомнил. Французский стиль в технике заметен везде: и в автомобилях и в авиации. Они считают себя по-праву пионерами и в том и в том. Кфир на иврите «львёнок» — всепогодный многоцелевой истребитель, созданный фирмой Israel Aerospace Industries на основе Dassault Mirage III с израильской авионикой и производимой в Израиле версией американского двигателя General Electric J79. Одну из модификаций, состоявшую на вооружении ВВС Шри-Ланки можно рассмотреть в музее.

01.jpg



IAI Кфир известен как пример разработки самолёта, в конструкцию которого входят модернизированный планер хорошо известного боевого самолета (Мираж III) и модернизированная или вновь созданная система вооружения. Проект «Кфир» появился, когда в ВВС Израиля появилась потребность адаптировать Dassault Mirage III к специальным требованиям ВВС Израиля. Всепогодный истребитель с треугольным крылом «Mirage IIICJ» был первым сверхзвуковым истребителем, приобретённым Израилем и стал основой ВВС в 1960 годы вместе с A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II. «Mirage IIICJ» был наиболее эффективен как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но небольшая дальность полета не позволяла его использовать для ударов по наземным целям. В середине 1960 годов по заказу Израиля Dassault Aviation начала разработку Mirage 5, дневного истребителя-бомбардировщика на базе Mirage III. По требованиям Израиля часть новейшего оборудования была убрана и увеличена ёмкость топливных баков и за счёт этого снизилась цена самолета. В 1968 году фирма Dassault построила 50 Mirage 5J, оплаченных Израилем, но самолёты не были поставлены Израилю из-за эмбарго на поставки оружия, наложенного правительством Франции в 1967 году. В Израиле после 1969 года были построены нелицензионные копии Mirage 5 — самолеты IAI Nesher (Орел) (61 шт).

02.jpg


Именно эмбарго дало толчек дальнейшим действиям. Проектирование самолета началось с секретной операции Моссада. Агенты добыли конструкторскую документацию французского истребителя Mirage III, которая немедленно была использована IAI для разработки Кфира. Первой задачей IAI стал поиск двигателя на замену французскому Atar 09. Было два варианта — General Electric J79 и Rolls-Royce Spey. J79 был выбран потому что он использовался на закупленных в 1969 году Израилем американских истребителях McDonnell Douglas F-4 Phantom II вместе с лицензией на производство J79 в Израиле. J79 создавал бесфорсажную тягу 49 кН и форсажную 83.4 кН и был более мощным, чем Atar 09. Для размещения нового двигателя фюзеляж Mirage III был укорочен и утолщён, воздухозаборники увеличены, в месте сопряжения киля с фюзеляжа был установлен заметный третий маленький воздухозаборник для охлаждения форсажной камеры. Двигатель получил титановый теплозащитный экран. Двухместный Mirage IIIBJ со вписанным в его конструкцию двигателем совершил первый полёт в сентябре 1970 года, за ним последовал модернизированный «Нешер» («Орел»)с двигателем J79, который взлетел в сентябре 1971 года. Улучшенный прототип под названием «Раам» («Гром») вышел на испытания в июне 1973 года. У него была полностью переоборудована кабина, поставлено более прочное шасси и большое количество авионики, выпущенной в самом Израиле. Внутренние топливные баки были увеличены и их ёмкость доведена до 3241 литров. Производство серийных потомков Mirage III, названных Кфир, началось в 1975 году. Первый самолёт поступил в ВВС Израиля на специальной церемонии на заводе IAI в преддверии Дня независимости. Первая модификация Кфир получила индекс C.1. Всего было поставлено 27 самолетов этой модификации.

03.jpg


«Кфир» C.2 появились в 1976 году и стали первой крупносерийной модификацией. На «Кфир» C.2 были установлены увеличенные в сравнении с C.1 зубья на переднюю кромку крыла. На основании опыта работы над ранними версиями C.2 получили треугольные аэродинамические поверхности, установленные перед крылом и чуть выше него на воздухозаборниках. Эти модификации улучшили маневренность, уменьшили взлётную и посадочную дистанцию и улучшили управляемость на низких скоростях. Все C.2 оснащались катапультируемыми креслами Martin-Baker Mk.10. Под крыльями и фюзеляжем самолёта устанавливались 7 пилонов для подвески боезапаса. Носовая часть «Кфир» C.2 подверглась редизайну для размещения новой израильской авионики, включая РЛС, систему управления оружием, дублированные компьютеры в системе управления самолета и навигационные системы.

04.jpg


В 1983 IAI начала проект модернизации Кфир C.2/TC.2 в Кфир C.7/TC.7 с новым двигателем J79-GE-17E , у которого форсажная тяга была увеличена на 4.45 КН. Кфир C.7 был оснащён новой системой управления HOTAS (переключатели на ручке управления и секторе газа) и новой авионикой : импульсно-допплеровской РЛС Elta EL/M-2021B, станцией постановки помех Elta EL/L-8202. Kfir C.7 мог нести управляемые ракеты. Были установлены две новые внешние точки подвески ракет(бомб) под воздухозаборниками и их общее количество было доведено до 9. Была установлена аппаратура дозаправки в воздухе. Максимальный взлётный вес увеличился на 1540 кг, увеличился радиус действия. В 1980 годах Кфир стал специализированным истребителем-бомбардировщиком, задачи завоевания превосходства в воздухе в IAF были возложены на новоприобретенные F-15 и F-16.

05.jpg


А теперь ланкийская история. 5-го января 1996 года на авиабазе Катунаяки была сформирована 10-я истребительная эскадрилья ВВС Шри Ланки, состоявшая на первом этапе из 5 одноместных самолетов Kfir C.2 и одного двухместного Kfir TC.2. В 2000—2001 годах была получена дополнительная партия из 4 одноместных самолетов Kfir С.2, 4 одноместных C.7, а также одного двухместного TC.7. Модификация C.7, оснащенная современной электроникой, получила положительные оценки летного состава. В первую очередь отмечалась высокая точность нанесения бомбовых ударов и возросшая по сравнению с модификацией С.2 тяга на форсажном режиме. В период активных боевых действий с января 1996 по февраль 2009 года эскадрилья совершила несколько тысяч боевых вылетов с общим налетом 2 800 часов, применив 3 500 тонн бомб и ракет. 24 июля 2001 года боевиками террористической организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ) в ходе операции в районе Катунаяке против авиабазы ВВС Шри-Ланки и международного аэропорта Бандаранаике, по официальным данным правительства Шри-Ланки, были потеряны четыре из 13 самолётов «Кфир» из состава 10-й авиаэскадрильи, еще четыре «были списаны из-за полученных повреждений».

06.jpg

07.jpg


Recent Posts from This Journal


  • 1
Хорош, не правда ли?

Отрицать - бесполезно!

В отличном состоянии все!

Максим, там много самолетов, как вы отметили, в отличном состоянии. Более того, есть еще летающий De Havilland Tiger Moth DH-82A, но эту "вкусняшку" я оставил на окончание опусов...

И меня это радует...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account