Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
Ту-144 как произведение инженерного искусства…
Пасхи
khmelikvictor
Материалы ближайших трех публикаций хранились на жестком диске моего компьютера три с половиной года. Я никак не мог опубликовать эти кадры. Причиной была и есть трагическая судьба этого самолета. Трагическая во время его эксплуатации и трагическая сейчас, когда он уже не поднимается в небо. Две катастрофы. Париж, Ле Бурже, 3 июня 1973 года и 23 мая 1978 года под Егорьевском в Подмосковье. О последней катастрофе даже слушал рассказ очевидца из города Воскресенск, видевшего пролетающий над головой самолет с дымящимися двигателями. Окончание работ по самолету как раз совпало с изменением политического курса в стране в начале 80-х. Тогда приоритетным должен был стать самолет большой вместимости с минимальной потребностью в обслуживании в аэропорту. Как вы догадались, это - Ил-86.

А вот трагическая судьба Ту-144 сегодня заключается в том, что, имея потенциальную возможность сохранить для потомков яркий образец отечественной инженерной истории, по непонятным причинам на это нет средств и это мероприятие не находит поддержки у руководства некоторых рангов. Техническое состояние двух серийных самолетов №77114 и №77115 позволяет если не поднять их в небо, то хотя бы представить его для обозрения в приличном состоянии.

Начало эксплуатации на регулярной линии Аэрофлота как раз совпало с моими школьными годами. Я помню глянцевый, раскладной, красного цвета буклет «Авиаэкспорта», посвященный этому самолету. Не важно, что на фотографиях были и опытная, и серийные машины, а это, по сути, два разных самолета. Разные по конструктивной компоновке: пакетная компоновка силовой установки и попарная. Разные и по аэродинамической: опытный был бесхвостой, а серийные были с убирающимся передним горизонтальным оперением. В то время, в конце 70-х, Ту-144 своим стремительно сверхзвуковым обликом олицетворял всю мощь нашей технической мысли, наших возможностей, нашего авиационного опыта.
Да, двигатели были неэкономичны. Эффективность самолета появлялась при дальности от 6000 км, а самолет с трудом вмещал в себя столько необходимого топлива. Да, ограничения на эксплуатацию ночью, при обледенении и с мокрых ВПП. На том этапе развития авиационной науки техники, поставленные задачи по обеспечению необходимых летно-технических характеристик и экономических параметров были не реализованы. Да и постановка задачи любой ценой взлететь раньше всех, не кажется ли вам сейчас авантюрой? Зачем?

Спустя практически три месяца после знакомства с Ту-144, мне посчастливилось провести несколько часов в авиационном музее, в котором всего два (!) самолета. Этот музей, на самом деле, создавался как музей одного самолета и второй, не занимая много места, просто расположился в тени, под крылом большого. Я, в данном случае, говорю о музее самолета «Concorde» на острове Барбадос. Спустя всего один месяц я отобрал снимки и сделал публикации здесь в ЖЖ. Почему я это сделал раньше, чем опубликовал фоторассказ о Ту-144. Суть причины проста: я был чрезвычайно удивлен бережным и технически грамотным отношением небольшого островного государства к Его Величеству самолету! А иначе, как объяснить такое отношение маленькой неавиационной страны, которая только может гордится тем, что сюда летал «второй» сверхзвуковой самолет «Concorde» в идеальном техническом состоянии. Морской влажный тропический климат весьма агрессивно влияет на элементы конструкции планера и оборудования. Хорошо известен пример невозможности эксплуатации наших МиГ-ов в первое время во Вьетнаме. Доставленные в контейнерах, разобранные самолеты были не подготовлены к влажному климату и агрессивным насекомым. После выгрузки из контейнера, их сразу можно было отправлять на утилизацию. Почему я так подробно остановился на этом? Дело в том, что климат нашего региона, хотя и не такой влажный, как тропический, но не менее агрессивен с холодами и снегами. Хранить самолет на улице, конечно можно, только вот срок жизни такого экспоната существенно сократится. Всем понятно, что решение этой проблемы упирается в финансирование. В финансирование, которое не принесет доходов, даже через несколько лет. Его эффективность может быть получена только через много лет в воспитанных и подготовленных новых кадрах авиационного профиля и просто в Новых людях нашей страны.

Мне кажется, что сейчас пора несколько абстрагироваться и посмотреть на всю ситуацию около Ту-144 со стороны, взвешенно, без лишней самокритики. Что мы имеем? Уникальный летательный аппарат с рядом выдающихся характеристик. Да, у него есть нерешенные в свое время проблемы, при этом, они весьма серьезные. Сейчас, даже если и начнется строительство сверхзвукового пассажирского самолета, он будет другим. С другими двигателями, авионикой, других размерений, скорее всего поменьще. Но, все равно, новый самолет будет разрабатываться с легкой оглядкой на 144-й, всегда будет сравниваться с ним, ведь это реально построенный сверхзвуковой пассажирский самолет.

На страницах моего журнала много внимания уделяется авиационным музеям. Я глубоко уверен, что музеи, в том числе технические отражают текущее состояние и уровень развития страны. Это – техническая история, которая отвечает за техническое будущее. Если мы ее не храним, значит и будущее не готовим. С этим могут поспорить. Только не со мной. Никаких экономических аргументов в споре не будет.





01.


02.


03.


04.


05.


06.


07.


08.


09.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.


59.


60.


61.


62.


63.


64.



Posts from This Journal by “Туполев” Tag


  • 1
Так его же планируют превратить в музей в Жуковском?

В том и суть, что эта встреча в октябре 2014 года была посвящена именно этому событию.
А воз и ныне там...

вот тут собирали средства http://www.avialegends.org/

Последняя новость что нашел http://www.zhukgsn.ru/na-ustanovku-tu-144-v-zhukovskom-neobhodimo-40-mln-rubley/ нужно еще 40 млн.


А в Казани тоже открыли памятник ТУ-144 у института КАИ.

Судя по фото, умирает чудо - птица.

Хранение авиационной техники на открытом воздухе в нашем климате - дело не завидное...

Как и всякой другой техники. В 50е - 60е годы еще можно было видеть вознесшиеся на пьедесталах ИЛы и полуторки времен войны. Остались одни танки. Все дураки, сгноили "на свежем воздухе".

Edited at 2018-04-19 08:24 am (UTC)

Вот это и раздражает...

В 1974 году, через 9 месяцев после дембеля
оказался на сборах в морской авиации на аэродроме Оленегорска. Издали, на одной из стоянок видел ТУ - 144 в защитной военной раскраске. К сожалению, за делами так и не подошел поближе.

Я даже не слышал о таком.
Фотик бы...

Один офицер рассказывал, что были проблемы при эксплуатации его - стекла в домах не выдерживали. Не знаю, говорил - ли он о форсаже. При мне, (1,5 месяца) его в воздух не поднимали.

А больше нет инфы???

К сожалению, никакой.

Один из сохранившихся экземпляров Ту-144 стоит под открытым небом в Самаре, на учебном аэродроме бывшего КуАИ, а ныне, после непонятно кому понадобившегося слияния с Госуниверситетом, «Самарского национального исследовательского университет имени академика С.П. Королева».
Во время учёбы в КуАИ на практике году в 83-84 был даже внутри этого самолёта.
Каждый день езжу мимо, гляжу на него издалека, все собираюсь как-нибудь заехать поснимать - да все никак не складывается...

Нудно ловить момент!
Потом будет поздно!

Возможно.
40 лет простоял, однако.

Но мы же хотим видеть не то, ЧТО ПРОСТОЯЛО, а что останется нашим детям...

В Монино ребята-авиарестореры молодцы. Тщательно и с любовью восстанавливают кабину и салон тамошнего стосорокчетветого.

Но тоже на воздухе...

В Зинсхайме и Конкорд и Ту стоят на открытом воздухе, тут не ангар важен а уход.

Согласен отчасти: там климат, все же, другой...

Наблюдаю за их гигантским безвозмездным трудом. Крайний раз в Монино был в 2005-м. Пора бы махануть: думаю в мае!

Даа, легенда! Жаль, не удалось прокатиться на таком в свое время... )

А была возможность?

Пока он летал - да, хоть и теоретическая...
А теперь - нет... :)

Согласен, тогда можно было...

Как там Алексей Николаевич поживает?

Было это в октябре 2014-го. Естественно без участия Алексея Николаевича Амелюшкина самолет посмотреть было невозможно, ведь он его хранитель.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account