Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
Взлеты и падения «Небесной блохи»…
Пасхи
khmelikvictor
История попыток человека подняться в воздух, в конечном итоге, переместилась от процедуры взлета, как такового, к процедуре полета управляемого, что и осуществили братья Райт. И если бы они меньше зацикливались на своем авторстве, то сейчас, может быть не Boeing конкурировал с Airbus, а Wright, но, пожалуй, это тема отдельной статьи. Авиационный бум начала века с циклической периодичностью возвращается и, наверное, первая волна пришла на 30-е годы. Именно на этот период времени приходятся попытки создания простого, безопасного и доступного самолета. В сентябре 1933 года впервые поднялся в воздух самолет «Небесная блоха» французского конструктора Анри Минье. Его нельзя было назвать новичком в авиастроении: в его активе уже было разработано и построено несколько легкомоторных самолетов или авиеток, по терминологии тех лет. Появление же Mignet HM. 14 произвело фурор в авиационном мире тридцатых. Причиной стала публикация в 1934 году его книги, посвященной этому оригинальному самолету. Она была переведена и издана во многих странах, в том числе на русском языке в в 1936 году. Сейчас же она доступна в интернете в электронном виде. Данная книга представляет собой концепцию простого и безопасного самолета (по мнению автора), с одной стороны, и подробное практическое руководство для самостоятельного строительства самолета с применением простых и доступных материалов, с другой. В финском авиационном музее в Вантаа представлен самолет, построенный силами волонтеров, по чертежам из этой книги. Самолет внешне очень оригинален и не позволяет пройти мимо. Давайте присмотримся не просто к оригинальному самолету, а к концепции проекта в целом и к ее практической реализации, в частности.

01.jpg




Анри Минье предлагает простой самолет. Его просто построить и на нем просто и безопасно летать, при чем в книге описана также сама процедура самостоятельного обучения, даже без инструктора.

03.jpg


Конструктивно-технологическая простота самолета заключается в его малых размерах (размах 6,1 м) и уменьшенном количестве агрегатов: их всего 6 (фюзеляж, 2 крыла, цельноповоротное вертикальное оперение, шасси и силовая установка). В книге подробно описана спецификация материалов на постройку: какие можно применять, какие нет. Основной конструкционный материал – дерево: спрус в виде реек и березовая фанера. Применяются стальные цельнотянутые трубы и листовая сталь для сварных узлов. Стальные тросы для расчалок и управления и, естественно, авиационная ткань. Подробно, шаг за шагом, хорошо иллюстрировано автор описывает процедуру строительства самолета в условиях домашней мастерской.

04.jpg

07.jpg


По своей аэродинамической схеме самолет ближе всего относится к тандему, так как крылья примерно одинакового размаха и оба несущие. Изюминкой компоновки является то, что передняя кромка заднего крыла находится сразу же за задней кромкой переднего, которое расположено выше: между крыльями образуется щель, при чем она регулируемая за счет поворота переднего крыла. Я бы назвал такое взаимное расположение крыльев как «щелевой тандем», так как здесь весьма важна интерференция между крыльями. Именно в этой щели скрывается гениальная простота аэродинамической компоновки и ее трагическое коварство.

05.jpg


Все управление самолетом сосредоточено только на ручке управления, педалей нет. По крену самолет управляется большим цельноповоротным килем. В своей книге Анри Минье подчеркивает, что крен и поворот на самолете взаимосвязанные процедуры: нет крена без поворота, как и нет поворота без крена. Характерной особенностью крыльев при виде спереди является переменная V-образность, меньшая в корне крыла и большая на концах. Эта особенность аэродинамической компоновки как раз и кренит самолет. При отклонении киля налево весь самолет поворачивается и летит со скольжением. При этом правое крыло перемещается вперед и угол атаки концевой части крыла увеличивается. С левым крылом все наоборот и самолет кренится влево.

06.jpg


Как же самолет управляется по тангажу? В зависимости от высоты положения задней кромки переднего крыла, изменяется его влияние на обтекание и несущую способность заднего. Рассмотрим четыре характерных положения переднего крыла (A, B, C, и D).
А – в этом положении переднее крыло создает минимальную подъемную силу, а заднее – максимальную, так как оно обтекается невозмущенным от переднего крыла потоком.
В – переднее крыло имеет больший угол атаки и создает подъемную силу, а скошенный поток воздуха набегающий под меньшим углом атаки на заднее крыло снижает его подъемную силу – это положение для нормального полета.
С – посадочное положение с уменьшенной подъемной силой заднего крыла.
D – переднее крыло на большом угле атаки создает возмущенную воздушную среду над задним крылом, что позволяет затормозить самолет после посадки, также применяется в режиме парашютирования для аварийной посадки.

схема_1.jpg


Таким образом, все нормальные полеты осуществляются между положениями В и С.
В своей книге Минье отмечал, что на больших углах атаки разряжение над задним крылом, имеющим меньший угол атаки, предотвращает срыв потока на переднем крыле, после чего самолет плавно опускает нос. Однако практика полетов показала, что с нижней поверхности переднего крыла ускоренный и разряженный поток попадает на верхнюю поверхность заднего крыла еще больше увеличивая его подъемную силу. Самолет опускает нос, пилот при этом тянет ручку на себя, еще больше опуская заднюю кромку переднего крыла, что в свою очередь приводит более крутому пикированию. Пара катастроф заставила авиационную администрацию приостановить полеты. Были проведены исследования в аэродинамической трубе и разработаны рекомендации по улучшению аэродинамической компоновки. Однако былой популярности вернуть не удалось.

схема_2.jpg


Хотя и в наше время есть проекты летающих самолетов, которых можно назвать наследниками Блохи Минье, количество их совсем небольшое и строят их лишь энтузиасты. Тем не менее, идеи, заложенные в самостоятельное строительство с применением недорогих и доступных материалов весьма практично и, на мой взгляд полезно современным строителям. Книга Анри Минье небольшая, всего 116 страниц. Прочитайте ее, и вы приобщитесь к мировому опыту самостоятельного авиастроения!

02.jpg


Recent Posts from This Journal

  • Внутри Boeing 777-300ER авиакомпании AZUR air

    Познакомившись с самолетом "с мишками на борту", давайте поднимемься на борт и посмотрим, что авиакомпания предлагает пассажирам, которые…

  • Вокруг Boeing 777-300ER авиакомпании AZUR air

    VQ-BZY Azur Air Boeing 777-300ER впервые поднялся в небо под флагом Emirates в мае 2005 года. С мая прошлого года в чисто белоснежном виде начал…

  • Первый 777 во флоте Azur Air

    Видеорепортаж о том, как официально был введен в строй первый Boeing 777-300ER авиакомпании AZUR air вы уже видели на страницах моего журнала. На…


  • 1

Классическая схема, неплохо летает, прост в постройке и лишён непредсказуемого поведения.

Собственно, такой аппарат в отечественной классификации называется "авиеткой".
Очень распространенная схема аппаратов "клубной" постройки в 30-х годах прошлого века - т.к. отличается простотой конструкции и достаточно неплохими летными характеристиками.

Именно так, даже был вариант: авиЭтка...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account