Первым делом самолеты...

Previous Entry Share Next Entry
50 лет первому полету Як-40 посвящяется...
кипрский-50
khmelikvictor
Вчера произошло весьма знаменательное событие в истории авиации нашей страны и мировой авиации вцелом. 21 октября 1966 года, 50 лет назад, взлетел Як-40. Реактивный ЛАЙНЕР, без которого невозможно представить развитие авиации в НАШЕЙ стране. Отечественный самолет, который впервые был сертифицирован на западе и который хотели выпускать по лицензии в США...

Для людей моего поколения, в свое время связавших судьбу с Авиацией, детские воспоминания особенно сильны. Когда я вошел в кабину самолета Як-40 бортовой номер 87342, который находится в Детском клубе "Авиатор», то сразу ощутил тот запах из детства. Мне было девять лет и именно этот запах, запах отделочных материалов салона, приборов и изоляции проводов был в салоне самолета, на котором я летел в Москву. Это был мой третий полет на самолете, после двух на Ан-2. Полет уже не на архаичном биплане с винтом и полотняной обшивкой, а новом реактивном лайнере «Яковлев-40» - именно так написано на двери в пилотскую кабину!

01.jpg




В 70-е годы самым первым в иерархии аэрофлотовских самолетов стоял Ан-2. Як-12 и L-200 уже, к сожалению, свое отлетали. Это сейчас мы смотрим на «аннушку» как на универсальный самолет, без которого невозможно было развитие авиаперевозок вообще! А в те времена поршневой винтовой биплан (корректнее – полутораплан) да еще и с полотняной обшивкой, разве мог стоять в одном ряду с реактивными цельнометаллическими лайнерами? Следующим аппаратом всесоюзной авиакомпании был Як-40. Он мог приземлиться практически на том же грунтовом летном поле, что и Ан-2. Так же ему не нужен трап и багаж пассажиры несут в самолет сами. Попутно хочу отметить, что именно такую концепцию заложили также при проектировании самого большого и безопасного нашего пассажирского самолета Ил-86.
Так вот, аэродром города Хмельницкий, где в то время я жил и представлял собой именно летное поле и начал эксплуатироваться еще в период Первой мировой. Говорят, там базировались даже летающие корабли «Илья Муромец», разработанные под руководством Игоря Ивановича Сикорского. Вылет в Москву был сразу после нового года, я как раз успевал на новогоднюю елку в Кремле. Попутно хочу отметить, что самолеты Як-40 связывали воздушными линиями областной центр со следующими городами: Москва, Ленинград, Минск, Рига, Киев, Одесса, Симферополь, Сочи, Харьков. Неплохая карта полетов, не так ли? А что сейчас? Сейчас никаких регулярных линий и даже чартеров, а жаль…
Для меня полет на этом «фантастическом» самолете был по важности даже выше чем посещение Кремлевской елки, ну вы меня понимаете… И вот мы с родителями заняли места в салоне с компоновкой 1+2 на 27 мест. Перед рулением всем раздали «Взлетную» конфету. Сейчас эта полезная традиция, призванная обеспечить комфорт при подъеме на крейсерскую высоту полета, многими авиакомпаниями забыта. Еще несколько лет назад раздавали конфеты у «Трансаэро». В прошлом году это было у авиакомпании «I-fly». А жаль: не дорого и комфорта добавляет, особенно детям!
Самолет взлетел, набрал высоту. Стюардессы предложили прохладительные напитки. Помните эти низенькие пластмассовые чашечки с лимонадом? Вкусно и экономно: нужно взять на вооружение бюджетным авиаперевозчикам! Командир прошелся по салону и я его что-то спросил, короче завязалась беседа. Именно после этой беседы я помню, что размах крыла самолета 25 метров, а длина 20. А в конце нашего короткого общения он предложил посетить пилотскую кабину!!! Вы представляете? Я об этом и мечтать не мог!
И вот я иду в кабину. Экипаж Як-40 состоит из четырех человек. О стюардессе вы уже знаете. В кабине – трое: командир, второй пилот и бортинженер: его место в проходе на откидном сидении. Вот именно это место и было предоставлено мне. Хотя, по правде говоря, я не сидел, а большую часть времени стоял: как же было интересно смотреть на множество подсвеченных приборов, слушать команды, переговоры экипажа и диспетчеров.
Далее я вернулся на свое пассажирское место. Продолжительность полета составляла 2 часа. И вот самолет начинает снижение и заход на посадку. А где же я? Я опять иду в кабину и наблюдаю за процедурой снижения и захода на посадку в аэропорт Быково. А так как я в Москве до этого не был, то мне даже показалось, что снижение проходило над Красной площадью! На посадке я снова вернулся в салон.
Самолет сел и зарулил на перрон. Пассажиры и экипаж покинули самолет. Все, кроме одного. Дело в том, что командир разрешил посидеть в своем кресле после посадки и выхода пассажиров! А вы могли бы об этом мечтать или хотя бы подумать?
Со времени этого полета на самолете Як-40 прошло 38 лет. После этого я еще пару раз летал на Яке, были еще наши: Ан-24, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86 и наконец, Ил-96. А в последние десять лет в копилку бортов добавились различные модели Boeing, Airbus и Bombardier вплоть до А 380. У меня не осталось никаких записей и никаких фото того перелета, все только в памяти. Но событие для меня было настолько ярким и значительным, что сейчас, находясь в настоящей кабине такого же самолета воспоминания сами собой всплыли с точностью до мельчайших подробностей…

Ну а теперь посмотрите фото кабины экипажа самолета Як-40 бортовой номер 87342…

02.jpg

03.jpg

04.jpg

05.jpg

06.jpg

07.jpg

08.jpg

09.jpg

10.jpg

11.jpg




Recent Posts from This Journal


  • 1
А как мне приятно!!!

И - всего доброго! :-)

"Северсталь" до сих пор "взлетные" раздает. Я пару конфет пол года хранил ))
А рассказ понравился, душевный, спасибо.

Северсталь молодцы!!!
И вам спасибо!!! Смотрите и читайте!!!

почему не летают?

Советский-Екатеринбург летают регулярно як-40.

Душевно! )) Кстати первый в жизни полёт я совершил тоже на Ан-2. Правда, сразу за штурвалом. :))
А "сосалки" - да, стали зажимать, гады. :(

На Ан-2 за штурвалрм есть два нюанса: суперобзор (в том числе и вниз) и супершум от винта и двигателя (без ларингов никак)!!!
И почему леденцы не дают: экономят на нас?)))

Вить, это разве шум? Ты "Авиатику" вспомни! )))

Вспомнил. Ты прав)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account